http://golos.cn.ru/20010615/0615-05.html
Новосибирская общественная социальная газета "Голос". 15 июня 2001 года.

Владимир Марсаков: 45 - это возраст расцвета

(Окончание. Начало в  N 23[01.06.2001],       N 24[08.06.2001])
 
- Вообще, говоря о режиссёрах-аграрниках, нужно заметить, что, помимо знания общих законов режиссуры, нужны еще кое-какие знания предмета, о котором идет речь, а главное - любовь к людям села, уважение к их труду. Помнится, когда приехал к нам на передачу Герой Социалистического Труда Иван Самоличенко, тракторист из Орловки (Татарский район), то режиссёр буквально влюбилась в этого человека. Рослый, худощавый, с темным чубом над смугловатым лицом (типичный украинский хлопец), Иван Иванович еще и раскованно держался в кадре, правильно и образно говорил о своей жизни и делах.
   А когда Самоличенко в составе новосибирской делегации отправился на Кубу (белый полотняный костюм, вороной чуб, звезда Героя на груди), режиссёр провожала его в поезде до самой границы области.
   Кстати сказать, на режиссёров аграрной редакции преимущественно везло. Одним из первых был (ныне покойный) Анатолий Иванович Секретарёв. Достаточно долго проработала в редакции Раиса Андриановна Астахова, ушедшая на пенсию уже из программы "Просёлки". Л. Галкина, А. Анистратенко, А. Пуговкина (Алиференко), Г. Клинцова - все они изрядно "хлебнули" аграрной тематики. Всегда верным ей на протяжении многих лет оставался звукорежиссёр Юрий Владимирович Фомичёв, ушедший на пенсию тоже из "Проселков".
   А что касается любви и дружбы с героями передач, то и сегодня в райцентрах и сёлах области масса людей, от рядовых тружеников до глав администраций, готова всегда принять, как дорогих гостей, работников программы, снабдить их необходимой информацией, не таясь, рассказать о своих горестях и печалях, создать сносные условия для работы. И деловые контакты нередко перерастают в крепкую многолетнюю дружбу. Таких связей - множество, и перечислять их здесь не имеет смысла.
   За долгие годы работы появлялись в редакции и незадачливые журналисты, вероятно, не столько думающие о деле, сколько о личных каких-то благах, может быть, об известной доле славы и престижности, которыми в те годы телевидение обладало в полной мере. Помнится один из них; имеющий высшее журналистское образование, он пришел, видимо, за длинным рублём. Однако сделать что-либо путное так и не смог. Однажды признался, что его интересует заработок, что какая-то бригада на монтаже водяного отопления зарабатывает приличные деньги.
   - Так, может, тебе туда и пойти?
   - Да, наверное, пойду...
   Так и исчез он не только с телевизионного, но и вообще с журналистского горизонта.
   И напротив, многие нештатные авторы становились постоянными сотрудниками редакции и "держались" здесь годами.
   Так вот, одним из таких "нештатных" несколько лет проработал у нас Евгений Иванович Мельников. Прекрасно владеющий словом, знакомый с целым пластом местных и столичных журналистов, молодых писателей, художников, артистов, он сам ко времени прихода в редакцию издал несколько книжек для детей, печатался в столичных и местных издательствах.
   Был он внешне импозантен, представителен, хорошо смотрелся и слушался в кадре, а главное - любил деревню, её людей, любил поездки в село, знакомства с новыми людьми.
   Несколько лет кряду Женя Мельников (так друзья зовут его и сейчас, уже в пенсионные годы) был и автором сюжетов, и ведущим, и организатором больших постановочных передач.
   Были мы тогда относительно молоды, все почти одногодки, полны энергии, творческого зуда и поиска, любили (чего греха таить!) и по стаканчику дёрнуть, и посмеяться, и разыграть друг друга, порою и по воле случая, сами того не желая.
   Тот же Е. Мельников как-то под вечер зашел ко мне.
   - Слушай, я поехал в Толмачёво, провожу друга на самолет, он в Москву летит.
   - Поезжай, да не забывай, что у тебя послезавтра передача.
   - Да я помню, помню...
   На следующее утро длинный междугородный звонок. Снимаю трубку. Звонит Женя. Из Москвы.
   - Слушай, я тебе из Москвы звоню. Заболтались вчера с Володей, я его в самолет посадил, пока говорили, а самолет уже взлетел. А у меня же завтра передача. Вышли на обратный билет денег, но так как у меня и паспорта нет, телеграфируй на паспорт друга.
   Пришлось идти на поклон в бухгалтерию, со смехом и руганью отправлять деньги. Вечером Женя был дома, а утром готовился к передаче.
   Частыми гостями в редакции и участниками передач были и журналисты областных изданий "радийщик" Анатолий Черноусов (не путать с писателем А. Черноусовым), Станислав Опарин, Геннадий Сасса, шли в эфир фотографии Бориса Шумакова и Бориса Москвина, который тогда работал в купинской районной газете, а сейчас - фотокорреспондент "Советской Сибири".
   Некоторое время работал в редакции ассистентом режиссёра совсем еще молодой человек Николай Шипилов. Телевидение привлекло его, видимо, не столько своей престижностью, сколько возможностью общения с творческими людьми, каждодневного узнавания всё новых и новых людей. Тогда на телевидение приезжали столичные и зарубежные артисты, поэты, писатели, и Коля, по роду своей работы, постоянно общался с ними.
  
Сам же он по своим творческим устремлениям был, скорее, бардом. Он легко и быстро писал стихи, перекладывал их на свою же музыку и сам исполнял. В его руках пели и гармошка, и баян, а особенно - гитара, с которой он и сейчас не расстаётся. Н. Шипилов много писал и исполнял как для себя (для души), так и для некоторых наших передач. Помню его "Целинный вальс", прозвучавший в одной из передач о целине. В другой передаче прозвучала песня о Кулунде, прослушав которую, Г.Н. Шляк - директор студии, предвзято относившийся к Шипилову за его некоторое шалопайство, распорядился снимать на слова песни "киноролик". А в конце 90-х годов я услышал по центральному радио старую-старую Колину песню "Никого не пощадила эта осень", в исполнении известного артиста, но мелодия была уже не шипиловская.
   Легко давалась ему и проза. Именно она, а не поэзия, увела его в Москву, в большой писательский мир. После одного из семинаров молодых писателей Сибири, на котором два его рассказа горячо одобрил В.Астафьев, Николай перебрался в столицу. Там он закончил высшие литературные курсы. А затем работал заведующим отделом прозы в журнале "Литературная учеба", не переставая печататься в "толстых" журналах. Характерно, что одна из его первых повестей называлась "Ассистент режиссёра".
   Несмотря на штатную работу в журнале, Н. Шипилов частенько наведывался в Новосибирск, был желанным гостем в редакциях ТВ, принимал участие в передачах, выступал с авторскими концертами. У старейшего звукорежиссёра Олега Краснова до сих пор хранятся тысячи метров магнитной ленты с записями песен Шипилова.
   Что же касается работы сельхозредакции, то одно время, кажется, в конце 80-х - начале 90-х годов, в силу различных преобразований, она была закрыта. А осенью 1992 года снова появилась на экране как программа "Проселки". Своим названием она обязана автору этих строк, чем я немало горжусь: всё-таки "Проселки", как-никак жили без малого 7 лет и имели хорошие отзывы от сельского (да и городского тоже) зрителя. Да еще благодаря постоянным поддержке и вниманию к программе бывшего председателя ГТРК В.В. Кашкалды.
   А начинали новую программу три журналиста: Валериан Фролов, Александр Верин, Владимир Марсаков, режиссёр Раиса Астахова, звукорежиссёр Юрий Фомичёв и кто-то из ассистентов. Позднее Р.А. Астахова ушла на пенсию и почти не появлялась в редакции, а на её место из редакции "Панорамы" была переведена Людмила Долгая. Ассиистентом (помощником) у неё стала Наталья Соколова, занимавшаяся в свое время монтажом документальных фильмов.
   Нужно отметить, что особую роль играл в творческом процессе Валериан Степанович Фролов. Профессиональный журналист, печатавшийся в свое время в "Правде", "Известиях", изданиях "Агентства печати "Новости", он (после окончания второго вуза в Москве) работал и главным редактором Западно-Сибирского книжного издательства, затем главным редактором на радио и телевидении.
   После упразднения должностей главных редакторов Валерий (так мы его звали) без колебаний и очень охотно пошел в новую программу. Тем более, что был он лёгок на подъём, очень импульсивен, а главное - любил село, сельских жителей, вообще любил поездки в село, особенно в "глубинку". Это был открытый, честный и прямой человек, надежный товарищ, готовый всегда прийти на помощь другому. Он никогда ни на кого не таил зла, не держал камня за пазухой, а прямо в глаза мог высказать всё, что думал о человеке и его поступках.
   Он любил свою семью, в которой подрастали две девочки, любил свою старенькую маму Наталью Васильевну, а позднее буквально дрожал над внуком, первенцем Антоном.
   За семейными заботами не переставал он быть заводилой в редакции, генератором творческих идей, дружеских розыгрышей, которые и в свой адрес принимал с юмором.
   В мае 1997 года его не стало. Он только вернулся из очередной командировки, работал над сценарием программы, когда стало плохо с сердцем...
   По его записям и расшифровкам редакция доделала передачу и она вышла в эфир по графику. Но Валеры Фролова уже не было с нами...
   На этом мы пока и закончим "краткий курс" истории Новосибирского ТВ. Я бы сказал, моей личной истории. Но ведь её писали своей жизнью и делами десятки других телевизионщиков. И я думаю, что к этим историям мы еще вернемся на страницах "Голоса".
Hosted by uCoz