http://www.vn.ru/031101/1101-22-02.html
Культура
  Катерина КОСТЫЛЕВА

01.11.03, «Вечерний Новосибирск»

Чем больше Шипилов пишет в стол,
тем лучше будет жить его сын

Николай Шипилов

    В Новосибирске с концертами гастролирует в прошлом новосибирский, а ныне московский бард Николай Шипилов. 26 октября состоялся творческий вечер в бард-клубе «Гитара по кругу» (кафе «Блиндаж»), а 3 ноября в 18-30 Николай Шипилов будет выступать в актовом зале Сибирской академии государственной службы.

    Николай Шипилов - личность ренессансная. В наш век узких специалистов он умудряется быть талантливым во всем.

    Сорок лет назад «Молодость Сибири» опубликовала стихи семнадцатилетнего в ту пору Коли - да в семнадцать лет кто не поэт? Правда, у большинства это проходит к восемнадцати. У Шипилова не прошло - пишет и сейчас, выходили сборники, но это между делом, это не главное. Главное - проза.

    Проза тоже удается - по крайней мере, первым в истории лауреатом шукшинской премии в 92-м году стал именно Шипилов. И премия «Традиция», и государственная премия России в области литературы... Но Шипилову недостаточно только слов - он вплетает в них еще и музыку.

    Так получаются песни. Они разлетаются по стране, теряя по пути имя автора. Кто знает, к примеру, что знаменитая «После бала», ставшая в исполнении Дмитрия Маликова лауреатом конкурса «Песня-98» - творение Шипилова? Да никто. Народная - и все тут.

    А он еще и рисует - как бы не всерьез. Но карикатуристом в свое время подрабатывал. Еще был режиссером на Новосибирском телевидении, и редактором... И, естественно, как у любого человека с диагнозом «русский советский творческий интеллигент», в истории болезни (трудовой книжке то есть) такие записи как «бетонщик», «штукатур» и так далее.

    Родился в Южно-Сахалинске, детство провел в Новосибирске, здесь же вырос и расправил творческие плечи... И уехал в Москву. Опять же - как многие. Но (а это уже редкость) Шипилов частенько приезжает в Новосибирск. Здесь, как он считает, его родина, а на родину всегда тянет. Тем более что при желании всегда можно найти повод - сольный концерт. В Новосибирске, в Прокопьевске, в Кемерове или Томске... Публика Шипилова любит, а он сам, хоть и относится к своим песням как к некоему «побочному продукту жизнедеятельности», не придавая им большого значения, концерты дает с удовольствием. Выплеснуть себя, поймать ошарашенное молчание зала, услышать аплодисменты и... получить гонорар, который позволит ему заниматься главным делом...

    Наш корреспондент побеседовал с Николаем Шипиловым. Фрагменты этой беседы мы вам и представляем.

    - Я могу подзаработать на гитаре, а потом два месяца спокойно писать свою прозу. А она ведь денег не приносит. Для денег - это надо писать детективы какие-нибудь или женские романы... Некоторые мои знакомые пишут под псевдонимами - вроде как «перевод сделали». Я пишу то, что мне хочется.

    Вот недавно две поэмы написал.. даже не поэмы, а пьесы в стихах, немножко ернические, ехидные такие маленькие мистификации. Это новый для меня жанр, я его сейчас осваиваю, мне интересно: как я это построю драматургически? Можно было бы, конечно, опубликовать это в каком-нибудь «Роман-журнале». Но публиковаться - это же не главное, мне сейчас вот что-нибудь нарисовать интересно, или на пианино побренчать...

    У меня же тщеславия как такового нет. Я тут вообще до такого дошел... Мне звонят из издательства - мол, книжка третий год в плане стоит, пора бы... А я думаю: куда спешить? Я сейчас даже уверен в том, что чем больше пишешь в стол, тем лучше будет жить сын. Будет спокойно все это публиковать. Наследство... А хорошая проза - она же со временем не теряет ни злободневности, ни смысла.

    А для денег - это я заказные вещи пишу. Я вообще люблю делать заказные вещи - и ранше любил, и сейчас. С юности научен. Все это раньше делали - и поэты, и барды... да вся наша литература. А сейчас зарабатываю на чем? То якутский роман переведу - так мне за это еще и орден с якутским алмазом... То за кого-нибудь книгу напишешь, а тебе за это платят. Я вот две книги так написал, классно это было.

     Заказчик настоящий жулик был, фармазон. Была такая «масть» в лагерях - их еще называли «ломом подпоясанный» - такой человек, который не с блатными, а сам по себе... Он тоже Николай Александрович, как и я, - так он под конец нас уже путать стал, кто где. Очень интересный человек... Жадный, правда, но даже и в жадности своей интересен. До последнего держится - вот мы с ним уже прощаемся чуть ли не в слезах, а он: «А пятьсот баксов не скостишь?» А тоже плачу и в ответ: «Нет, не скощу...»

    ...Ну и песня - она все-таки востребована, она все-таки тоже кормит. Это - живые деньги, они дают возможность работать. А вот проза для меня - это отрыв, на полную катушку - я живу в ней, могу месяцами из дома не выходить, и ничего мне в это время не интересно - ни погода, ни материальный достаток... А всякая там слава... Не поверишь, мне важнее любовь.

     Слава у меня уже была. Когда я у нас в Мочище в детской команде играл вратарем. И главное - я ведь хороший вратарь был! И девочки так на меня смотрели, ооо... В детстве это же вообще очень важно. Правда. однажды мы играли с «Сибсельмашем» - они тогда только-только с первенства России приехали, заняли там шестое место... Это была крутая команда. И я пропустил десять банок! А в «Вечерке» написали, что 11, наверное, со счета сбились. Это было обидно... хотя вроде бы уже не принципиально.

    Спрашиваешь, где все-таки почитать? Меня вот сейчас в «Сибирских огнях», в четвертом номере печатать будут... Я же все-таки сибирский писатель. Мне без Сибири тяжело. Москва.. Я не могу жить той жизнью. Хотя, когда я уехал, я ничего не потерял, ко мне Москва хорошо относится.

    Ну, скажи, можно, живя в Москве без прописки, две квартиры получить? За какие такие заслуги? А первый раз мне квартиру дали от ЦК комсомола - я тогда работал завотделом поэзии и прозы в комсомольском журнале. Но я не успел вовремя прописаться, а потом грянула наша очередная революция, и за приватизацию иногородним надо было платить огромные деньги... В общем, вторую квартиру мне потом выделил Литфонд, в ней я сейчас и живу. Но Москва - это отдельное государство - и если это модель будущей России, то я не хочу такой России. Но там жить легче, там легче заработать денег. Вот Новосибирск стоит на транзите - он во всем транзитный город. Сколько через него актеров прошло, сколько писателей - здесь пожили и туда подтянулись.

    Москва собирает в себя, как и Париж, все - «поэты рождаются в провинции, умирают в Париже», так? Вот все и сбивается в кучу. Для нас долго-долго это было вершиной. Там не было тревоги, мол «я тут прозябаю».

    Но если бы я мог, скажем, в Минске зарабатывать так же. как в Москве, - я бы жил в Минске. У меня там теща, я там по полгода живу, Там спокойно, не тревожно. И работается там хорошо.

    Вот буду писать еще один роман -» Псаломщица». Это роман-путешествие - человек в силу обстоятельств бежит с востока на запад. И зарабатывает тем, что читает молитвы - например, над умершими (есть ведь масса мест, где нет церквей. Мне сейчас очень интересна эта тема - православие, и игра в православие, и вера настоящая, и оцерковленность...

    Я не исследователь, я просто живу сейчас такой жизнью, что церковь для меня много значит. Мы с женой сейчас строим церковь, под Минском. Нам дали полтора гектара земли, там цветущий луг, вот на нем мы и строим. Теперь, я наверное, всю оставшуюся жизнь буду ее строить. А зачем? Ну, я же верующий человек. Грешный, не скажу даже, что набожный... Но верующий. И вот мы сейчас поставим колокольню, башенку, а потом начнем капитальный храм делать. И это для меня сейчас самая огромная радость.

Hosted by uCoz