http://www.pnp.ru/archive/13441136.html

Парламентская газета, Номер: 1344
,  Рубрика: путь к истине, 19.11.2003
Автор: Полина ДОБРОЛЮБОВА, соб. корр. Новосибирская область.

Николай Шипилов: Для чего поэту нужна свобода

Он пел - и зал замирал. Каждое слово, каждый аккорд находили отклик в душах, были до боли понятны и близки.
"Что же ты, жизнь моя?
Зал ожидания?
Скорость бегущей строки?
Дальние - близкие,
близкие - дальние
Милых могил бугорки"
Имя Николая Шипилова хорошо знакомо не только любителям авторской песни: он - секретарь правления Союза писателей России, прозаик и поэт, лауреат Государственной премии, премий имени А.С. Пушкина и В.М. Шукшина за достижения в области литературы, награжден медалью правительства Республики Саха за переводы на русский язык, лауреат конкурсов "Песня года" 1998-го и 2000 годов. Но, несмотря на успех и признание, путь к которым был весьма тернист, он по-прежнему любит колесить по стране, выступая с концертами в самых удаленных ее уголках, говорить с людьми о близких, понятных, но в то же время, пожалуй, самых сложных вещах.
"#Имя святое, имя непростое.
В отблесках заката вязь его видна.
Полноте злиться -
Надобно молиться
О любимых лицах,
О забытых нас"
- Люди наказаны уже тем, что не понимают друг друга: нет общих интересов, общего ощущения добра и зла, - говорит Николай Александрович. - Есть обыденность.
- Но времена меняются: нынешняя жизнь значительно отличается от так называемой эпохи застоя, когда вы были молодым начинающим автором. Наверняка изменились и сами слушатели. Кто сегодня приходит на ваши концерты и какова их реакция на песни?
- Часто выступаю в небольших городках и поселках, и публика там, разумеется, значительно отличается от московской. Москва на сегодняшний день вообще совершенно обособилась: там все финансы, иная, более сытая жизнь. И люди эмигрируют туда, как в другое государство, хотя формально это столица России.
Конечно, народ в глубинке перегружен различными жизненными проблемами и трудностями. У многих от всей этой неопределенности уже попросту опустились руки, а повседневность с ее бесконечными трагедиями и катастрофами не дает возможности даже задуматься: сегодня не взорвали - и уже хорошо. Но тем не менее мои песни востребованы именно простыми людьми, а не чиновниками и нашим литературным начальством, декларирующим патриотизм. И радует то, что народ вновь стал слушать, а не уходить, хотя речь идет об очень серьезных вещах, и иной раз мне самому тяжело об этом петь.
"Мне бродягой идти по Руси,
Повторяя: Всевышний, спаси!
Дай мне силу иметь
Полюбить свою медь
И пропеть: Человек, ты красив!"
- Вы достаточно часто приезжали в Сибирь, о чем упоминается во многих ваших песнях и стихах. Изменилось ли здесь что-нибудь за последние годы?
- В людях сейчас все меньше и меньше сил и желания думать о том, что происходит. Искренне жаль всех тех, кого именуют бюджетниками, поскольку сегодня это слово практически стало синонимом слова "нахлебник". Идет смещение понятий - и это страшно. Однажды на концерте в Прокопьевске ко мне подошел молодой шахтер, сказал, что очень понравились мои песни, что тоже хотел бы их петь. А потом со смущением признался, что денег на диск у него нет. Представляете, у шахтера нет денег на диск!
"А их начальники -
Все беспечальники:
Крадут что можно -
От мяса и до идей.
Да все вагонами,
В ладу с законами,
Да под иконами
Своих вождей."
- Стихи - это одно, а песня - совсем другое: она непременно должна передавать некий запал, возможно, даже бойцовский, - продолжил Николай Шипилов. - Меня довольно часто пытаются причислить к бардам, но я не бард и никогда им не был. Я - поэт, и мне важен путь к истине, а не очередная удачная песня. И в бардовских тусовках стараюсь не участвовать, поскольку не интересно: "ежики с дырочками в правом боку", "мышка, которая потеряла хвостик" и прочие намеки. Это люди, живущие очень удобно и предпочитающие говорить на своем языке. Но хоть кто-нибудь из них спел остро социальную песню?
- В семидесятые, насколько мне известно, вы подвергались серьезным гонениям, вплоть до того, что жили среди зимы в палатке в новосибирском Академгородке. Сегодня свободы стало больше?
- А зачем поэту свобода? Вся наша литература рождалась в неволе: "Погиб поэт - невольник чести#" И так далее. Так что какая свобода и от чего? От нравственности, от морали? В таком государстве, как Россия, конечно, нужна вертикаль, некое общее понимание. При коммунизме был, например, Моральный кодекс строителя коммунизма. Возможно, никто всерьез к нему и не относился, но тем не менее нужны некие определенные правила, по которым проще жить. И это не несвобода и не неволя. Когда у нас была прежняя власть, я о ней как-то особо не думал и на нее не рассчитывал - точно так же, как мои родители и многие другие: люди просто хотели, чтобы их не трогали и давали хоть немножко вздохнуть. Подвергался ли я преследованиям? Конечно, как и все. А разве наших отцов и дедов не преследовали? Я не делал из этого нечто особенное и абсолютно не склонен преувеличивать момент гонений. Да, в КГБ мне действительно говорили о том, что на каждую свою песню я должен ставить печать, и не раз приходилось давать различные подписки, но# Сегодня вместе с ними над этим смеюсь: у меня куча друзей из числа тех, кто там работал. Эта машина всегда функционирует, в особенности если заправлена деньгами. А деньги беспощадны.
"Все - молчат уста.
Говорить устал.
И на пьедестал не хочу.
Мне б не саван шить,
Мне бы только жить,
Будь то дом большой или чум.
А из стола моего
пахнет ложью сплошь,
А постель моя - вся в поту!
Словно скрип калош,
Надоела ложь,
Прикрывавшая пустоту."
- Сегодня многие говорят о том, что поэзия переживает определенный кризис. Вы с этим согласны?
- Да нисколько! Просто та поэзия, которая раскручена, - это не поэзия. А есть действительно таланты. Расскажу вам такую историю: как-то приезжают ко мне на семинар в Переделкино две женщины из одного маленького городка, очень бедно одетые, ну просто смотреть жалко. И одна из них робко подходит ко мне, протягивает какие-то напечатанные на машинке тексты, просит почитать. И это были великолепные вещи! Позже я узнал, что она работает золотошвейкой где-то под Питером. Но никто и никогда не будет ее раскручивать. И в то же время в Союзе писателей говорят о том, что Союз скоро загнется. Нельзя жить в колбочке, жиреть и никогда не предпринимать рискованных шагов. Иначе действительно наступит конец.
- И это касается не только поэзии: среди модных ныне прозаиков достаточно тех, кто раскручен и рассматривает писательство как бизнес.
- Да Бог с ними, с деньгами: Дюма, например, тоже деньги зарабатывал. Главное - идеология. Цензуры у нас сейчас нет, но зато идет формирование спроса: при помощи денег можно выдвинуть и задвинуть любого.
"Никого не пощадила
Эта осень.
Даже солнце не в ту сторону упало.
Вот и листья разъезжаются,
Как гости
После бала, после бала, после бала."
- Вашим хитом, безусловно, является песня "После бала", исполненная Дмитрием Маликовым. Почему была выбрана именно она?
- Видимо, Диме Маликову тогда нужен был "фольклор", и он выбрал то, что ему понравилось. Это очень неглупый человек и хороший музыкант. Вообще к песням относишься, как кошка к котятам: встали, пошли - и все. Забавный момент: "После бала" получила известность в 1998 году и строки "Никого не пощадила эта осень#", возможно, были восприняты многими именно в таком смысле - дефолт и так далее, хотя история ее возникновения совершенно иная.
На самом деле она родилась задолго до экономического кризиса и посвящена старому другу Николая Александровича, живущему в Новосибирске: осенью 1974 года с ним приключилось несчастье - попал в аварию и потерял ногу.
- На сегодняшний день я достаточно хорошо устроен - на жизнь хватает, - признался в заключение нашего разговора Николай Шипилов. - Да и вообще вопрос денег меня всегда волновал лишь постольку поскольку: чтобы о них не думать и все. И в этом отношении я свободен. А сейчас мы с женой решили построить церковь - поначалу сомневались, потянем или не потянем. Начали с пустыря в поселке, сельсовет выделил бесплатно полтора гектара земли. Железнодорожники нам презентовали вагончик. Теперь строительство идет на сборы, пожертвования. И это дело на всю оставшуюся жизнь - буду писать, ездить с концертами, для того чтобы выполнить его. Возможно, мне тогда тоже простятся многие грехи.
"Ночь наступает.
Тихий снег кружится.
Ангел Господень песнь любви поет.
Полноте злиться.
Таня спать ложится.
Молится - ложится.
Молится - встает."

Беседовала Полина ДОБРОЛЮБОВА

Hosted by uCoz