http://www.vn.ru/10.11.2006/culture/81676/

Катерина КОСТЫЛЕВА
10.11.2006, 1:17

Коля + Маша = кино

Мария Халина работает над новым фильмом о Николае Шипилове

Мария Халина на вечере памяти Н.Шипилова в научной библиотеке НСО 18.10.2006 18:57:14
Мария Халина. Фото автора

Известный писатель, поэт и бард, наш земляк Николай Шипилов скоропостижно скончался 7 сентября. Он умер в пути — ехал из одного родного города в другой. Из Новосибирска, где он вырос и сформировался как творческая личность, в Минск, где он жил в последние годы. Но рукописи, как известно, не горят, а поэты умирают только тогда, когда перестают помнить их стихи. И Николай Шипилов продолжит свою жизнь: и в литературе, и на экране.

Новосибирский режиссер Мария Халина сейчас отсматривает материал для нового документального фильма о Шипилове. Она снимала его много и долго и говорит, что в новом фильме мы увидим героя таким. Он будет и с цыганами плясать, и с тюменскими казаками разговоры вести, и импровизировать, озвучивая стихами происходящее на экране.

Для Марии Халиной это не первый опыт работы с Шипиловым — они давным-давно дружили и сотрудничали. Шипилов писал песни к ее фильмам, снимался в них как актер, по рассказу Шипилова «Золотая цепь» Халина сняла фильм «Ремэмбо хари«, а документальная лента «Фортуна-фортуната» целиком и полностью посвящена Николаю Шипилову, его жизни и творчеству. Друзья шутили, мол, «Маша плюс Коля равняется кино». И все это останется в истории.

— Сколько пленка выдержит, лет сто? — говорит Мария Халина. — Это уже памятник, и Коля останется и в игровом кино, и в документальном.

А журнал «Сибирские огни» планирует в ближайшее время публиковать очерки, эссе и воспоминания о Николае Шипилове. Как рассказал редактор журнала Владимир Берязев, возможно, последний роман Шипилова, «Псаломщик», опубликованный в альманахе «Купола» (издание Сибирского фонда по увековечению памяти Владимира Высоцкого), также появится в «Сибирских огнях» и будет выдвинут на соискание Государственной премии. И, как считают новосибирские литераторы, у «Псаломщика» есть все шансы на победу.


Мария Халина  сняла  Н.Шипилова также и  в  фильме «Парни из нашего города», отблагодарив таким образом Николая за ту лавину песен, которые он написал в юности для фильмов и передач Новосибирской телестудии (их больше сотни!).

Мария Халина

Родилась в 1943 году. Закончила Государственный институт культуры. Работала 20 лет на Новосибирском телевидении от пом. режа до сценариста и режиссера. С 1983 г. - на Западно-Сибирской киностудии. Снимает авторское кино. Занимается коллажем (около 30-ти персональных выставок).

Фильмография:

1986 - "Память"

1987 - "В твоих руках"

1987 - "Перед аплодисментами"

1989 - "Лебедев"

1990 - "Когда б вы знали"

1991 - "Этюд в черно-белом"

1992 - "Зима-лето"

1993 - "Нинон"

1995 - "Мой век, мой крест, моя любовь" 1995 - "Фортуна-фортуната"

1998 - "Гонка"

1999 - "Путники"

2000 - "Воскресение на хуторе"

2000 - "Сеанс одновременной игры"

2001 - "Ремемба-хари"

2002 - "Потоп"

2003 - "Командировка к маме"


http://www.newsib.cis.ru/2001_16/first_10.html
Новый русский капитализм с человеческим "Ремемба-хари"

ПРЕМЬЕРА нового фильма Марии Халиной "Ремемба-хари" состоится в нынешнюю субботу, 21 апреля 2001, в 11 часов 35 минут на восьмом канале ТВ (ГТРК). То, что делают наши легендарные кинодокументалисты, и Мария Халина в том числе, всегда интересно. А фильм "Ремемба-хари" сделан и вовсе необычно. Это фильм, сочетающий элементы игрового и документального кино, имеющий захватывающую жизненную и литературную предысторию - в нем использована домашняя хроника реальной семьи и звучит рассказ "Золотая цепь", написанный нашим легендарным земляком Николаем Шипиловым, о главе этой семьи.

Прототип героя рассказа - поэт Макаров, ставший бизнесменом и погибший на этом опасном поприще (так и не известно, погиб ли он сам или ему помогли). Семья Макаровых хранит видеозаписи, на которых он навсегда жив... Домашнее видео входит в нашу жизнь, как фотография в 40-50 годы. Мы можем вернуться в прошлое - встретиться с выросшими детьми, когда они были малышами, заглянуть в глаза тем, кого уже нет с нами. Это - само по себе тема, волнующая Халину.

И вот родилась идея - столкнуть кадры домашнего видео и рассказ, который читает Шипилов, перенести реальную историю и литературную историю в новый художественный контекст, в новую синтетическую реальность - кинофильм. Предложить зрителям поразмышлять вместе с авторами рассказа и фильма, вместе с реальными людьми и персонажами о том, что делается с душой русского человека в новой нашей социальной реальности - в период перехода к капитализму, борьбы за выживание. Недавняя, но уже история появления новых русских - активных, неординарных людей, первыми принявших вызов действительности, их семей, детей, вовлеченных в события, требует осмысления.

Фильм Марии Халиной и об этом. И о том, что домашние, интимные воспоминания, запечатленные на пленке и в душе, могут помочь в этом изучении истории и стать предметом для художественного осмысления. Совпадения и противоречия реальности и вымысла рождают на экране новые, неожиданные подтексты и смыслы. Реальные люди с реальными судьбами и персонажи литературы перетекают друг в друга, люди играют в фильме себя и не соглашаются с собой и со своими двойниками-персонажами, поднимаются над собой, сопротивляясь законам искусства.

Авторы фильма приносят благодарность семье Макаровых за помощь и участие в этом эксперименте. Думаю, фильм интересен нам всем - ведь мы все, независимо от нашего желания и отношения к происходящему, вовлечены в глобальный эксперимент реальности.

Александра ЛАВРОВА, "Новая Сибирь"


http://www.apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=printpage&artid=2

Сергей Алексеев. Новосибирск.

«Катунь»: прошлое, настоящее... будущее! ГОД 1995-й.

ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ


Чем запомнился фестиваль «Катунь-95»? Конечно, тем, что он был первым. Участников и зрителей тогда приехало немного, человек пятьсот, в основном из Барнаула, Новосибирска, Бийска, Кемерова. Народ в большинстве своем присматривался: что это — разовая акция или нечто серьезное и долговечное? Но уже тогда мы постарались заложить некоторые традиции. К примеру, с той поры в день открытия фестиваля в воды Катуни традиционно опускается венок в память о бардах, которых уже нет с нами. На этом же фестивале к камню на берегу реки мы торжественно прикрепили табличку: «Здесь будет установлен памятник Гитаре». И такой памятник через год появился!

Не обошлось тогда, к сожалению, без «накладок». Первый фестивальный вечер закончился сильнейшей грозой, вырубившей электричество, и все старания по техническому оснащению сцены пошли насмарку. Особенно обидно было представителям телекомпаний, которые снимали «свободный микрофон». Электропроводку не удалось починить и на следующий день, так что собственно песенный конкурс проходил днем в небольшом помещении клуба турбазы, участники выступали без микрофонов. Без конца лил дождь, и народ все больше сидел в домиках и палатках. Но пел. И как пел!

Интересный факт: именно после первого фестиваля в тех местах появились соловьи. Что способствовало расширению ареала проживания этих чудных птичек — расположение планет, климатические «заморочки» или голосистые сибирские барды — не знаю. Но факт остается фактом — до того их там не было, теперь есть. После такого «знамения свыше» у меня появилась уверенность: «Катуни» — жить!

Из именитых авторов на фестивале присутствовал московский поэт и писатель Николай Шипилов со своей женой Татьяной.
Я тогда еще не был знаком ни с ним, ни с его творчеством, да и вообще мало кого знал — разве что Высоцкого, Визбора, Окуджаву... А тут совершенная случайность: как раз в это время на новосибирской «Кинохронике» снимался фильм о Шипилове («Фортуна-фортуната»), и сведущие люди порекомендовали мне его пригласить.

Для меня Николай Шипилов — знаковая фигура. Он помог мне окунуться в мир авторской песни, просто ошеломил своим творчеством! В том числе и это вдохновило меня на подготовку «Катуни-96».


Н.Шипилов
Фортуна-фортуната

Осень - призрачная зона.
Все тревожно в эти дни.
К своему семисезону
Пришиваю воротник.
Подо мной метро копают,
С пьедестала рвут вождей.
Роют, кроют, присыпают
Миллионы лошадей.

Припев: Ох, сколько я был в пути!
        А сколько еще идти!
        Но я вас прошу: будьте к пяти!
        Точно - к пяти!

Этот лунный свет латунный
Лег ковром на снежный наст.
На свидание с фортуной
Выхожу не в первый раз.
Приходите, прошу пани!
Как по Божьему суду,
Возле Федоровской бани
Я, сударыня, вас жду.

Припев.

Нынче моют депутата,
Он - народа боль постиг,
Он Марату сводным братом
Причитается почти.
Я ж в бессмертие не верю,
Концентратный суп варю:
- Экономика должна быть
Экономной, - говорю.

Припев.

Ах, сударыня, спешите!
Разминемся, не дай Бог,
В коридорах общежитий,
В эпохальности эпох.
А этот мир летит куда-то
Под Владимирский туннель!
Ох, фортуна-фортуната...
Фортунелла-фортунель...

Припев.

1976
Hosted by uCoz