Наталья Матюхинап.Борисоглебский

Наталья Матюхина, Борисоглеб

Заметы читателя к творчеству пока всерьез не открытого для читателя ПОЭТА.
(выступление на вечере памяти Николая Шипилова, 1 декабря 2006, 
Зал Союза писателей России, Москва)

... наши с вами душа и нежность

         Смею предположить, что большинство собравшихся сегодня в этом зале  считает литературу видом искусства более серьезным, весомым, важным, нежели авторская песня. Знакомство с творчеством Николая Шипилова заставляет в этом усомниться. Повод нашей сегодняшней встречи - горький и светлый одновременно. Уход такой ярчайшей и многогранно одаренной личности возвращает к каким-то основополагающим моментам жизни – что такое поэзия вообще и кто этот человек – Николай Шипилов? Недавно в своем интервью замечательный бард Александр Дольский очень верно отметил: «…Почему поэзия никогда не умрет? Она многозначнее прозы. Между словами в стихах появляются дополнительные отношения, что позволяет сказать одним четверостишием больше, чем пятью абзацами…». Мне это определение представляется очень верным, хотя, по сути, оно, быть может, и ничего не объясняет. Ведь оно не объясняет, почему один поэт образует своим творчеством эти дополнительные отношения, я бы даже сказала – какое-то дополнительное пространство или дополнительное измерение, а у другого оно не формируется и, при наличии всех формальных признаков поэзии, чуда не происходит.   Сегодня у нас светлый повод для встречи, потому что несомненно нас собрала сегодня здесь память о человеке, оставившим нам строки подлинной поэзии, в которых   пронзительный свет и удивительный простор, и любой из нас, вслушиваясь, вглядываясь в эти строки, легко разместит среди них свою жизнь и свою душу. Присутствующие здесь писатели скажут, что Николай Шипилов – замечательный писатель, но мне всё же кажется, что именно в песнях он смог запечатлеть   наиболее полно историю своей души, собственно, он и сам приблизительно так определял свои песенные творения.
        Мне странно думать, что впервые я услышала песни   Николая Шипилова только в январе 2005 года, так получилось, что первой песней стал «Палыч» и хотя голос мне очень понравился, но услышав его «блин», шедший рефреном через всю песню, я снисходительно решила, что до  настоящей поэзии эти песни едва ли дотягивают и отложила знакомство с ним ещё на месяц. И только в феврале решила послушать другие песни и была просто сражена  жизненностью и одновременно подлинной поэтической высотой этих песен.
        А в апреле нашелся повод написать ему письмо. Когда я поделилась своим открытием с Сергеем Хомутовым, замечательным поэтом из Рыбинска, который учился с Николаем, он попросил передать ему привет. Я обрадовалась этому поводу. К моему счастью, Николай ответил. А вскоре меня стала просто преследовать   идея знакомства с творчеством Н.Шипилова   как можно большего количества людей. Квинтэссенцией этой идеи явилось, наверное, мое высказывание в одном из писем Н.Шипилову. Я написала ему приблизительно так: «Коля, ты мудрый, а я, наверное, тиран. Хочу жить в мире, где не только я, а все потрясенно плачут от песен Н.Ш.».
        С некоторых пор мне даже стало казаться, что песенное творчество   Н.Шипилова в некоторой степени может быть поэтическим камертоном   - по силе чувства, по простоте и жизненности строки, по завораживающей чистоте слова.
        С тех пор как я это поняла (хочу отметить, что увлекаясь в очень умеренной степени поэзией и авторской песней, никогда не становилась фанатично преданной какому-либо одному определенному автору), я старалась делать всё, что в моих силах для того, чтобы способствовать воплощению этой своей идеи. День ото дня я всё более осознавала незаурядность созданного Николаем Шипиловым, исповедь его души, как оказалось, обладала для меня (думаю, и не только для меня) ещё одним удивительным свойством – она не приедалась. Как, наверное, не приедается молитва, каждый день открывая в тех же словах какую-то новую краску. А в его письмах часто мелькали грустные мотивы:

        5 октября 2005 года

        Здравствуй, Наташа! Твои письма, начиная с самого первого, очень помогают мне жить. Я не преувеличиваю, мне уже некогда, почти все, что начиналось для меня на "пре" - кончилось, наверное, кроме: "жизнь прекрасна". Хотя бы потому, что не приедается, что только-только начинаешь понимать ее высочайший трагизм, ее качество, ее величество, собственную малость и низость.

        …сердце разрывается, душа грешная воет по ночам, а потому - работа и работа, зачастую бестолковая, пустяковая, почти бесплатная, моя, однако, спасительница. Боюсь, что душа моя давно оторвана от земли, а это - неправильно: жить нужно здесь. Но здесь у меня плохо получается потому, что всю жизнь я, как вор, презирал деньги. Может быть, это признак психического нездоровья, поскольку эта черта лишает человека права заводить семью. Я люблю свою семью: Таню, Федора, Машу. Но силы на исходе - трудно сознавать сие. Не сочти это письмо за некую жалобу турка. Я доверяю тебе, а по жизни я импровизатор, бывший фокусник, и не факт,   что мне так уж плохо, как я написал выше. Факт, что есть те самые спасительные земные дела и какая-то золотая цепочка радостей, огоньки во тьме - с детства очарован ими. И ты - такой же огонек, светлячок.

        6 декабря 2005 года

        У нас еврозима. Охотно поменял бы ее на азиолето. Время на улице вялое и квелое, дома - ощутимое и упругое, полное наслаждения от копошения над живыми буковками и словами. Я окончательно, сдается мне, утратил счет этого времени, во спасение от мрачных мыслишек о бренности бытия. Да, важно не это, важно другое:  такое ощущение будто прыгнул из летящего самолета вместе с сестрами, братьями, папой, мамой, народом: глядь! - один парашют не раскрылся, другой, пятый, сотый... А я все лечу, прижав к себе своих детей, а руки - разжимаются. Скучаю иногда, как всякий человек, подверженный приступам необъяснимой праздности.

        29 мая 2006 года

        Наташенька, здравствуй! Спасибо за весточку и за приветы, я очень скучаю по человеческому теплу и благодарен тебе за щедрость. Не писал потому, что почти месяц жил в Новосибирске. Жил, не выходя на улицу:  из дома - в машину, из машины - в студию, где писал диск с живыми оркестровыми инструментами: саксофон, ф-но, скрипка, аккордеон и т.д. Через день - выходной. Выходные проводил молча, у телевизора, глядя чемпионат мира по бесславному хоккею имени Путина и К. Плюс к тому на этой неделе в альманахе "Купола" с большой помпой выходит мой роман "Псаломщик". Я ощущаю это, как победу, как бегун-одиночка глоток воды для полоскания ротовой полости - не более того: еще бежать, и бежать. А вбежал я уже в тот сегмент стадиона, когда человек не ищет смерти, но уже и не боится ее, когда предпочитает не слышать вербального оформления фальшивых чувств, умирая в окружении ближних…

        В июне 2006 года я занялась организацией концертов по Ярославской области, но в какой-то момент оказалось, что их придется перенести, так как Николай должен был остаться дома для завершения вопросов с издательством, возник напряженный момент и Николай написал мне следующее:

        Наташа, здравствуй! Ждал в понедельник, ждал во вторник. Наверное, не стоит уже прилагать такие усилия, мне очень неловко и за тебя, и за себя, и за песни. Наверное, не пришло мое время, Наташа, а жить в ту пору прекрасную - увы! -не придется.

        Потом, правда, всё получилось, и 10 июля состоялся концерт в Угличе,  11-го – в Ярославле, 12-го – в Ростове Великом. Я была уверена, что года через два-три имя Шипилова будет знать в Ярославской области почти каждый. 

        После ухода Николая его жена Татьяна, как вы знаете, выпустила диск «Золотая моя». Слушаю его, знаю каждое слово, каждый звук и снова и снова поражаюсь немыслимой высоте дара Николая Шипилова, великого лирика и великого патриота России. Думаю, что творчество Николая Шипилова дает нам надежду увидеть ещё несколько дисков такой же замечательной высоты. В этом же диске всё, до последнего звука и слова можно отнести только к тому, что называют классикой, какая в конце концов разница, какого вида искусства? Это – русское искусство, в этих маленьких шедеврах – душа русского человека и эти песни, романсы, музыкальные стихи, - как угодно их назовите, наверное, никто не споет их лучше самого автора. Но может быть, что неплохо бы спели песни Николая Шипилова знаменитые голоса русского классического искусства – как Дмитрий Хворостовский, например.   Сам этот факт, уверена,   только прибавил бы таким певцам   славы, а нам – гордости.

        Но есть одно простое но… Почему   в нашей реальной действительности при всей нашей объявленной гласности невозможно широкое звучание этих песен – а кто из наших великих голосов возьмется   озвучить «Золотую мою», «Холодно», «Октябрь 93-го», «Какое мне дело?», «Офицеры России», «Оборотень» и даже «Элегию» – а в ней слова «В медвежий угол загнанный Иван, я был как бы для общества опасен»? Диски – пожалуйста, выпускайте, а на широкую сцену – тут же припишут экстремизм.

        А Николай Шипилов не был экстремистом, он был просто глубоко любящим жизнь и свою родину, замечательно одаренным русским   человеком, и человеком очень совестливым, и если внимательнее приглядеться к его песням, легко увидеть эту любовь и те запечатленные им нравственные узы неодолимой силы, которые позволяют сказать, что он своими раздумьями о жизни, своим творчеством   создал свой кодекс чести, которому следовал всю жизнь и если и обманывал, то только сам   себя – «Сам себя обманул, не народ, не страну, не отца и не маму…»

        Николай Шипилов – великий лирик. О любой его песне можно долго думать, при этом непроизвольно у каждого слушателя выстраивается   свой ассоциативный ряд, и он обязательно будет находиться в полной гармонии с содержанием песни. Мне хотелось бы поговорить почти о всех, обратить внимание на ту или иную строку, мысль, поэтическую находку, но   ввиду недостатка времени вынуждена ограничиться одной – Путевой романс «Вот замигали тревожно…». Помните, как она заканчивается – «Память за мною в погоне   степью ночною рысит, Вот что меня похоронит, вот что меня воскресит…». До ухода Коли я не понимала этих слов. А теперь, мне кажется, поняла – за нами «рысит память» о потерях, за которые мы так или иначе часто расплачиваемся жизнью, - а потерь    было изрядно на жизненном пути Николая Шипилова, а вот наша память должна не дать погибнуть замечательным, удивительным его творениям.

        Сделаем же всё, что в наших силах для того, чтобы драгоценное свидетельство его жизни, его души, его таланта, таланта человека русского, бесстрашного и нежного, сумевшего в своих произведениях запечатлеть и нашу душу, были знакомы русскому человеку.


Письмо 74-х(среди них Н.Шипилов). Письмо писателей, деятелей культуры и науки России. / "Литературная Россия", 2.03.1990

Николай Шипилов. "От собора до забора". О войне / lindex.nigilist.ru, 15.03.2005

Наталья Матюхина. Это наши с вами душа и нежность. / 15.10.2006, п.Борисоглебский  

Сергей Хомутов. Памяти Николая Шипилова /  7.09.-26.10.2006, г.Рыбинск  Юных надежд моих конь...
Людмила Ольховская. Территория души / "Наша газета" N3, 17.01.2003, г.Кемерово

Ирина Ульянина. Николай Шипилов: "Бал продолжается!" / , 28.02.2001

Hosted by uCoz