Гуминский Виктор Мирославович, профессор, доктор филологических наук, литературовед, главный научный сотрудник, заместитель директора Института мировой литературы РАН, член союза писателей России. Активный сотрудник в деле выпуска "Православной энциклопедии".

Из выступления Гуминского В. М. на Круглом столе 24.10.2006 "Русская политическая традиция: история и современность":
         "Литература входит в понятие русской и политической традиции. Вспомним классическое пушкинское о том, что история России требует другой формулы, чем история Европы Гизоте. Это аксиома, которая вместе с тем должна требовать подтверждения от нас, удаленных уже от Пушкина. Вспомним пушкинские проекты будущего, вспомним знаменитую 7-ю песню Евгения Онегина о техническом прогрессе, о том, как мосты и шоссе Россию там и тут пересекут. И чем дело кончится. Заведет крещенный мир на каждой станции трактир. Собственно, это то, что мы видим сегодня. Вспомним пушкинскую формулировку той цивилизации, которая с каждым годом становилась все яснее и яснее. Цивилизация северо-американских штатов, которую Пушкин характеризовал, как безудержный эгоизм и страсть к комфорту. И добавил в скобках, потому что русскому читателю еще не было понятно это слово - комфорт. Но я по-английски произношу, потому что оно в этом смысле и существует. Смотрите, сколько времени русские люди обо всем этом думают. Когда это началось, как это продолжалось, и, действительно, и кладбище народов, и тюрьма народов. Как много вот этих вот точек, которые нас связывают на самом деле. Господи, вот Сергей Вячеславович начал, казалось бы, такой тезис, совершенно ненаглядный, а мистический политики Древней Руссии. 1123 год, игумен Даниил на святой земле, его встречает не кто-нибудь, а король Иерусалимский Болдуин I, Бодуэм, если говорить в такой для русского уха более привычной огласовке. Почему никто из историков не мог понять очень долго, Карамзин загадочно улыбался, когда ему об этом рассказывали. По сути дела, никто из историков, а выяснилось, что он привез к гробу Господню, условно говоря, систему престолонаследования на Руси. Чтобы не было этих междукняжеских свар, чтобы сам Господь, он молился об этом за русскую землю, и о том, чтобы младшие князья не пытались (…) со старшими. Это не система майората западная, это вот то, что он, и для всей вот той старой Европы, о которой говорила Наталья Алексеевна, это было понятно. Это было понятно, поэтому его встречал Бодуэм. Поэтому он давал ему и охрану, поэтому это был событие политическое, международное политическое событие, паломничество черниговского игумена Даниила на святую землю ко гробу Господню. Так что очень много, на мой взгляд, и действительно, я опять же соглашусь с этим тезисом, о том, что сегодня, действительно, очень много пришлось услышать интересного и глубокого. И напомнить о том, что я не собираюсь обобщать от имени Господа, но все равно все в руце Божьей. И вот сейчас, вернувшись из Китая с тоской, делегация Союза писателей там была, с какой-то всегдашней обидой, потому что образ до XIX века традиционный, вот эта великая стена, за которой засыпает великая китайская культура. До XIX века для отца (…) Бичурина, скажем, это все было очевидностью. Смотрите, они проснулись. И Александр Владимирович совершенно прав, они живут в совершенно каком-то таком особом ритме, и совершено иначе делают то, вроде бы, о чем мы все говорим. Вот, собственно, и все.




http://www.religio.ru/dosje/15/152.html

"Православная энциклопедия" 

Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия" ведет свое начало от издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, созданного в Москве в феврале 1991 г.

В 1994 г. издательство, которое возглавил Сергей Кравец, было преобразовано в научно-издательскую группу по изданию 12-томной "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова). В 1996 г. оно было преобразовано в Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", который в 1999 г. получил статус Синодального учреждения Московского Патриархата.

За 10 лет центр выпустил 45 изданий общим тиражом более 1 млн. экземпляров.
Издание 25-томной "Православной энциклопедии" осуществляется под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси и под патронатом президента России.

Наблюдательный и Церковно-научный советы энциклопедии возглавляет Патриарх Алексий II, председателем Попечительского совета является Юрий Лужков, Церковно-редакционного совета v архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

Работу Общественного совета координируют депутат Государственной думы России Александр Чуев и руководитель Церковно-научного центра Сергей Кравец.

Региональные представительства "Православной энциклопедии" действуют в Санкт-Петербурге, Минске, Костроме, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде и Тбилиси.

Источник: Агентство "Благовест-инфо"


Hosted by uCoz