Анатолий Михайлович Мехнецов - профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Президент Российского фольклорного союза, Заслуженный деятель искусств России 
18.02.2007

 

О МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ПЕВЦА И КОМПОЗИТОРА Н.А.ШИПИЛОВА

  Интервью с Анатолием Михайловичем Мехнецовым - профессором Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Президентом Российского фольклорного союза, Заслуженным деятелем искусств России взяла Ольга Ключникова.

О. Ключникова: Анатолий Михайлович, каковы ваши впечатления об услышанных песнях Шипилова?

А. Мехнецов: Они произвели на меня очень сильное впечатление..

За всю мою жизнь – мне пришлось спеть, сыграть, узнать много, научиться понимать не просто сказанное слово, но звучащее на языке музыки, которая начинается за пределами слова. Когда они вместе, то все становится выше, шире, просторнее, чем просто слово. Эмоциональное восприятие жизни у Н.Ш. чрезвычайно сильно выражено, когда обычное, профанное, повседневное, неинтересное становится источником отношения: тонкие движения мысли о жизни, будь то осенние листья или в новеллах житейского плана, где описаны друзья и события долг, дом, ратный долг, гражданское отношение к тому, что происходит в жизни, политике, стране, когда каждый из нас сталкивается с той неправдой, о которой пишут красиво.

По диапазону его взгляд, его восприятие глубочайшим образом выражает дух русского человека, который способен охватить все проявления русской жизни от великого подвига до великой подлости. Данная музыка дает возможность пережить вместе с поэтом и радость, и печаль. Песенный язык Н.Ш. чрезвычайно лаконичен по форме, по гармонии, вместе с тем изысканно тонкий по интонации. Через интонации выражается правда жизни, его глубокий взгляд приобретает силу выражения. Надо отметить исполнительский дар музыканта и поэта, который очень гармонично связан с образами, выражающимися, буквально, с акварельной точностью, в линиях и красках музыкальной ткани. Они трогают, задевают сокровенные струны в слушателях. Я впервые слышу эти песни, и они рождают во мне согласное ощущение предмета, о котором идет речь в песне.

О.К.: Как вам кажется, каким музыкальным жанрам можно отнести  музыкальное творчество Николая Шипилова, ведь он явно выбивается из привычного бормотания под гитару в духе КСП?

А.М.:- Конечно, выбивается. И  по уровню, и по оригинальности песни Шипилова во много раз перерастают музыкальный уровень многих «бардов», даже самых лучших. Наверное, этот по-настоящему крупный поэт, который по исполнительскому уровню поет свои стихи лучше, чем это пытались делать до него другие известные поэты. Никому из них не удавалось сделать столь профессионально и проникновенно. С точки зрения свежести впечатления и знакомства с жанром, его творчество лежит между камерно-романсовым складом и, может быть, гусарской песней, компанейской песней у костра и плакатным выражением, свойственным песням под гитару. Это песни для друзей, но это и песни, которые могут народ поднять.  
           Н.Ш. в ряду корифеев жанра нашел свое место и не просто его нашел, но открыл еще одну из сторон самого жанра. Это не просто гром гитар - несколько агрессивный стиль выражения, как у Высоцкого и др. известных бардов, когда гитара становится острой как штык, - здесь просыпается настоящая поэзия мягкого новеллистического характера, может быть слишком нежного, о чем не говорят, а петь – можно. Он много видит, много замечает, мимо чего мы можем пройти, и здесь находит собственный стиль, который преодолевает привычный дворовый голос песен под гитару. Но это и не та слюнявость (тоже агрессивная трогательность), которая свойственна песням с намерением сентиментального обволакивания - проникновенность, которая не всегда рождает поэтические отношения. Да, русский человек в какой-то степени сентиментален, но это как детские сказки, в которые взрослый человек не верит, но он этими сказками жил и открывал для себя мир. Отсюда - русская романсовая культура. Песни Н.Ш. как раз и продолжают традицию русского романса, не в интерпретации цыган кабацкого пошиба (тоже одна из страниц музыкальной культуры, имеющей свою аудиторию и право на существование). Но нет – это истинно русские песни. Они чисты и в намерении, и в исполнении. Они спеты по правде. Я хочу поблагодарить Сергея и Ольгу Ключниковых, которые дали мне возможность прикоснуться к его творчеству».

О.К.: Чем может быть интересен Шипилов фольклористам и любителям, поющим традиционные народные песни?

А. М.:- В его песнях можно найти и традиционные фольклорные мотивы, образы. Фольклористам хорошо знаком обрядовый пласт песенной культуры, объединяющий людей в разных ситуациях и представляющий собой полижанровую систему русской музыки. Мы не можем пройти мимо малейших ее проявлений, которые объединяют людей. Песни под гитару – это одна из сторон народной жизни, массив музыкальной культуры. Оценивать творчество Н.Ш. можно и в сравнительно-историческом плане, и с точки зрения многообразия жанров музыкальной культуры, на которое опирается его музыкально-поэтическое сознание. Очевидно, что эти жанры еще не сказали своего последнего слова – здесь все впереди. Россия богата талантами, и на Шипилове традиция русской песни, объединяющей людей на глубинном уровне, не прервется – она продолжится.
           Шипиловская песня, идущая от традиций протяжной народной песни и насыщенная фольклорными корнями и образами также является такой силой. Наследие Н.Шипилова можно по праву назвать народным. Он выразитель многих сторон и граней национальной души. Потому его музыкально-поэтическое творчество интересно не только для широкого круга людей, увлеченных авторской песней, но и для тех, кто занимается музыкой, в том числе и традиционной на профессиональном уровне. Когда участники фольклорных ансамблей ознакомятся с творчеством Н.Шипилова, они найдут в нем для себя много интересного и полезного и увидят, что его авторская песня – это отнюдь не бренчание под гитару оторванных от народа интеллигентов, но, прежде всего, высокое искусство, уходящее своими корнями в глубины русской традиции...»

О. К.: Николай Шипилов, без преувеличения, может быть назван мелодистом, внесшим в традицию авторской песни новые интонации и краски. Необычайно одаренный человек, он был переполнен самыми разными мелодиями и музыкальными настроениями, благодаря которым его талантливые стихи зазвучали еще более ярко и выразительно. Уже с ранних песен он заявил о себе как талантливый композитор, хотя в течение всей жизни (работая в театре и на ТВ, где он озвучивал сотни песен, выступления на бардовских фестивалях) развивал свой богатый дар и оттачивал мастерство. Каждый, кто хоть несколько раз слышал игру и выступления Николая, уже никогда не путал их с игрой других авторов и исполнителей. Особенно впечатляющим выглядит знаменитый шипиловский «перебор», в который он после завершения очередного куплета мог вплетать последнюю музыкальную фразу. Этим умением обладало очень небольшое количество исполнителей, причем даже из  тех, чья техника гитарной игры была выше и четче. Следует подчеркнуть, что особенности музыкального перебора как бы не характерные для 6 струнной гитары, появились в связи с тем, что изначально он играл на семиструнке.
           Стихи и музыка в творчестве Шипилова очень органичны. Из истории русской поэзии известно, что многие поэты исполняли свои стихи под гитару, баян, ф-но (Аполлон Григорьев, Рубцов, Окуджава и др.).  Многие литературоведы и музыкальные критики, изучавшие эту тему, считают, что по уровню композиторского и исполнительского мастерства Шипилов был одним из наиболее ярких «поющих» поэтов. В своем мелодическом творчестве Николай продолжал лучшие песенные традиции русского романса, распевных лирических песен, а иногда и авторского речитатива (что больше касалось песен социальной направленности). Его разнообразный музыкальный талант и оставленное им наследие, без сомнения, найдет путь к сердцам слушателей и будет изучаться музыковедами будущего.

Интервью подготовила О. А. Ключникова, ответственный секретарь

Российского фольклорного союза

Hosted by uCoz