[Источник]

Новосибирский музей телевидения собрал полувековую историю страны

07.09.2007 14:02  | 
НОВОСИБИРСК, 7 сентября (Корр. АНН Яна Доля). Исполнилось ровно 50 лет с момента выхода в эфир первой телепередачи Новосибирска. К этой дате в стенах Новосибирской студии телевидения открыт музей, который не только отражает тележизнь сибирского города, но и полувековую историю страны.

В августе 1957 года в жизни новосибирцев началась новая эра – эра своего телевидения. Московские программы в то время до Сибири вообще не доходили. И вдруг – передачи о сельском хозяйстве, промышленности, культуре, детские журналы, молодежные программы воспитательного характера, семейные передачи. Ну и, конечно, показы кино, первые красавицы-дикторы на экране.

Не все помнят то время. Именно для молодых и создали первый в городе музей телевидения. Уникальность музея – в самом архитектурном его решении. В помещении все выстроено в единой стилистике. Каждый уголок просторного зала имеет свое освещении. А в результате впечатление, как от просмотра телевизора: словно видишь изображение на «голубом экране». Стекла, за которыми экспонаты музея – как окна, за которыми наглядно фотографии из архива Новосибирской студии телевидения.

Хранитель музея – редактор студии Роза Литвиненко. Когда-то сибиряки с нетерпением ожидали выхода в эфир ее программы «Кино и зритель». Во время гастролей столичных театров удавалось представить новосибирским зрителям великих людей: Иннокентия Смоктуновского, братьев Соломиных, Олега Табакова …Всех - не перечислить.

Камеры, перед которыми выступали люди разных званий, поколений и известности, - теперь музейные экспонаты. У молодых специалистов они вызывают разные эмоции – от улыбки до удивления.

«На них, как видите, – педали. Так что у наших операторов даже вошло в привычку – все время двигаться, – рассказывает Роза Александровна. – А уж сколько раз эта камера (КТ-132) побывала на ногах выступающих в студии!». Много мороки было и с узкой камерой для съемки новостных сюжетов. Каждый сюжет должен был идти не более 3 минут, и пленку надо было каждый раз перезаряжать - для этого приходилось обеспечивать темноту. Хранили пленку также в темноте – в непроницаемом для света мешке.

Есть в музее и другие камеры, различные виды кассет. Некоторые «бабины» поднимаются с трудом.
«Настоящий прогресс наступил, когда появился «Конвас» (от «Константина Васильева»). На «конвасе» великий Урусевский снимал натурные съемки «Неотправленных писем» и даже часть «Летят журавли».

Изредка снимали на передвижных телевизионных станциях. Первая ПТС работала в прямом эфире во время юбилейной легкоатлетической эстафеты: тогда, в 1964 году, еще и не мечтали о видеозаписи. На подготовку 10-минутного сюжета подчас уходил целый день.

Все делалось методом проб и ошибок – специальных факультетов или курсов для телевидения в то время не было. Кадры Новосибирской студии составляли все, кто тяготел к искусству, – учителя, актеры, театральные режиссеры, переводчики. Среди них, естественно, и инженеры – люди техники были главными созидателями.

«Я и понятия не имел, что такое сценарий, когда впервые перевел какие-то стишки, подобрал картинки и написал текст под них, - вспоминает режиссер Новосибирской студии телевидения, старший преподаватель факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета, заслуженный деятель искусств России Ким Долгин. – В Новосибирске удавалось делать то, о чем в Москве и думать не могли. В октябре 1961 года к 80-летию Пикассо я сделал большую передачу о художнике. Случился великий скандал в обкоме партии, но передача в эфир уже вышла. А когда спустя полгода Пикассо присудили Ленинскую премию, тогдашний директор студии Глеб Шляк попросил повторить передачу!»

В 80-х годах Новосибирская студия телевидения вполне могла конкурировать с программами Центрального телевидения.

«Наша редакция, а значит и студия, одной из первых появилась со своей передачей в Москве на Первом канале. Один из руководителей Гостелерадио СССР, когда мы сдавали программу для показа на ЦТ, удивленно спросил: «Где вы берете таких ярких людей?» На что режиссер Ирина Шевцова лаконично ответила: «У себя, в Сибири. У нас их в запасе много», - гордится Юрий Ефимцев, редактор НСТ с 1980 по 2000 гг.

В музее хранится и студийный столик, за которым сидели приезжие гости-знаменитости. На столике теперь - черно-белый телевизор. Но основная любовь Розы Литвиненко направлена на его «собрата» - модель 1959-го. Эта вещь ценна и человеческими качествами.

«Сколько раз руки человека, от которого он нам перешел, касались его – только бы он работал. Он не просто хранился все эти годы дома как реликвия, а постоянно находился в рабочем состоянии. Возможно, поэтому сейчас нет картинки - один звук. Однако нам на днях принесли лампы и трансформатор – помните, раньше именно эти устройства берегли телевизоры от напряжения. Так что иногда мы будем его включать», - пояснила Роза Литвиненко.

Демонстрировать работу старинного телевизора и телекамер будут экскурсионным группам.

В 60-70-е годы регулярно в город приезжали литературные кумиры тех лет - писатели и поэты В.Астафьев, В.Шукшин, Ф.Абрамов, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, которые непременно становились гостями Новосибирской студии.
Предновогоднюю программу 1969 года открывал столичный репортаж. «24 декабря 1968 года нам удалось запечатлеть вручение Государственной премии в Кремле нашему земляку – Сергею Залыгину. Вместе с ним тогда высокие правительственные награды получили Д.Шостакович, Г.Товстоногов, Е.Лебедев» - это воспоминания Светланы Михайловой, редактора НСТ с 1964 по 1997 гг.

Дневники летучек, от руки написанное кинопроизводство, фотографии, книги, статьи – без них музей был бы неполноценным. Не только будущие «звезды», покорившие Россию (Николай Шипилов, Алексей Самолетов, Юрий Шиллер, Юрий Мирошниченко), но и настоящие герои запечатлены в них. Владимир Шевченко снимал события в Чернобыле, находясь в самом эпицентре радиационного излучения. Продолжал работу над фильмом, даже находясь на больничной койке. Государственная премия присуждена ему –увы!- посмертно. Пострадала во время этих съемок и журналист Калерия Карамнова – загорелась пленка. Пришлось перенести несколько операций.

Самоотверженные поступки случались и в повседневной жизни. Создателю цикла детских передач Леониду Сикоруку как-то пришлось после аварии водопровода промывать пленку в бочке с дождевой водой. Евгений Мельников, внештатный автор НСТ с 1980 по 2000 гг., ради передачи зашел в клетку с цирковыми медведями. Режиссер Людмила Яровенко пригрозила тогдашнему губернатору В.Мухе лечь поперек дороги, если патриарх Алексий II не даст ей эксклюзивное интервью.

Трагикомедией можно считать любимые в народе и нелюбимые у руководства «ляпы» дикторов, за которые новосибирским ведущим не раз пришлось получить взбучку.

Руководство требовало безупречности от работников телевидения: ведь у них учился народ, им верили. И не только им, но и репортерам. Софья Федоровна Табаровская, редактор НСТ с 1975 по 1989 гг. (выпускница гумфака НГУ 1967 г.), живущая ныне в Хьюстоне, вспоминает: «Вот киоск, за углом от Римского-Корсакова, на Титова. Здесь наша съемочная группа информационной редакции снимала сюжет по звонку телезрителя, когда в городе начались перебои с солью. Очереди были громадные. Сейчас здесь такое множество киосков и гастрономов, что на выбор тебе предложат любой вид и сорт соли. В те же, 80-е, в редакции раздавались звонки, что якобы махровые полотенца продают с черного хода одного из универмагов, в то время, как сотни покупателей честно стоят с утра у прилавка. Просили журналистов что-то срочно предпринять. Теперь уже никто не пишет на телевидение письмо с просьбой поздравить маму с днем рождения и помочь ей купить ковер на стену, о котором она мечтает, а очередь по списку на предприятии пока не подошла. Все это ушло в прошлое, но сами факты говорят о значимости телевидения тех лет и о доверии к тем, кто там работал».

В музее нашлось место даже кукольным персонажам - на телевидении работала отдельная детская редакция.

«Детские передачи – родоначальники телесериалов, – считает Роза Александровна, – особенно куклы, т.к. они переходили из передачи в передачу, их обожали, ждали. Любимцем детей города был Буратино. В Советском Союзе было много детских передач. Когда появился московский Буратино, наши дети стали писать, что новосибирский лучше. Наш был секс-бомб», - гордится Литвиненко.

Детской редакции не в силах были отказать даже знаменитости. Академик Михаил Лаврентьев, основатель Академгородка, забрался ради детей на дерево, не отказал в общении выпускникам школы и актер Иннокентий Смоктуновский, давал спортивные советы тренер Анатолий Тарасов.

Редактор НСТ с 1968 по 1998 гг. Валентина Новикова запомнила, как он учил ребят ходить по лестницам, а не подниматься в лифте – ради выносливости. Серьезного человека – маэстро Арнольда Каца уговорили, чтобы его симфонический оркестр исполнил «В лесу родилась елочка».

Главный атрибут музея – звуковой аппарат, на котором производился монтаж звука. Пленку приходилось резать руками, потом все соединять. Если отрежешь не там, приходилось все переклеивать. Монтаж сюжета занимал от полутора часов и больше. Режиссер сидел с монтажером, потом монтажер все соединял.

«Раньше все время произносили: «монтажно» или «немонтажно», - объясняет Роза Литвиненко. - Ты был лимитирован, ты знал, сколько у тебя пленки и знал, что больше ее не появится. А ведь тебе надо было записать синхрон. Приходилось точно обозначать, что и сколько говорить интервьюируемому».

Примечательно то, что на весть об открытии музея телевидения в Новосибирске откликнулись не только бывшие и нынешние сотрудники студии – новыми экспонатами пополнили его и зрители.

«Мы не существуем без нашего зрителя. Когда мы отмечали 50- летие нашего телевидения, мы отмечали праздник не только сотрудников, но и тех, кто с нами все эти годы работал – в том смысле, что болел за нас, смотрел наши телепередачи», - с благодарностью произносит Роза Литвиненко.
Hosted by uCoz