Ведь отраженье света -
тоже светЯна Колесинская
После очерка Александра Денисенко "Птица
Божия - Коля Шипилов", опубликованного в новорожденном журнале "Гитара по
кругу", добавить нечего. А если и есть, то слова покажутся тяжеловесными,
как товарняк, в котором Коля, бывало, запахнув ватник, не успевал попасть
из пункта А в пункт Б и слагал строки в песню: "Где ж зацепиться мне, где
же остаться мне, чтоб не витать в облаках┘". Судьба послала мне в дар
возможность общения с выдающимся человеком. Я не могу промолчать об этом
даре.
"Ночь не вмещается в размеры строчек"
Птицы чистят
перья,Скоро будет пять.Самогонщица Лукерья
Не ложилась спать.Это первая песня, которую Коля
написал на Алтае. Сколько его песен выплыло из Катуни, народилось в
Сибири, в Новосибирске! Новосибирск славен шипиловскими местами, Катунь
каждый год ждет своего любимого гостя. Седьмой Катунский фестиваль
авторской песни взял разгон, а Шипилова все не было. "Коля не приехал?" -
спрашивали друг у друга, завидуя тем, кто, может быть, сейчас, с ним, в
Новосибирске, не устает пить и петь. Хоть как-то утешил Олег Немировский,
спел "Дурака и дурнушку", потом уж пели все вместе, наконец, от дождя
разбрелись спать. А утром, продирая глаза, выбрались на веранду - из
соседней комнаты высунулся всклокоченный чуб Немировского: "Дураки вы все!
Шипилов приехал ночью, и мы пели до шести утра!"
Коле так и не
дали толком выспаться. Окружали плотным кольцом, "передавали" его с рук на
руки, черпали, черпали его тепло. "Что будем петь, братцы?" - обратился с
фестивальной сцены, готовый пойти навстречу искренним глазам. Пел на
втором дыхании - на котором пишет свою светлую прозу, на котором бродяжит
по стране, на котором живет. Мы заманили Колю на нашу веранду глубокой
ночью, и он в стотысячный раз пел "После бала". А мы опять глотали слезы
от внезапно нахлынувшего счастья, смешанного с пронзительной болью от
соприкосновения с Небом.
К нему так просто подойти и так просто
сказать: "Коля, спой!" Он дружески кивнет, и под его пальцами гитара
расплачется, распечалится, распогодится, звонкая, нежная. А в своей
компании он, по привычке держась за желудок, извинится: "Я лучше вас
послушаю", - и протянет гитару другу. Новосибирский бард Валерий Грозин
переглянется с женой Ольгой и дуэтом с ней споет посвященного Коле
"Жокея", а Оля напомнит, если кто не в курсе:
- Эту песню мы
показали Кукину. Сначала он усмехнулся: "Шипилов - такой же жокей, как я -
балерина". А послушав, вздохнул: "Хотел бы я, чтобы мне такую песню
посвятили".
"Катятся обрывки дорогих мне лет
В городе трущоб
Новосибирске"
|
|
Николай Шипилов и Яна Колесинская |
|
Самостоятельно освоил кларнет, гитару,
баян, работал и в театре музкомедии, и на студии телевидения, и в газете
"Приобская правда", и грузчиком, и плотником, и токарем, и бетонщиком, и
шабашил в стройбригаде - это все в Новосибирске. Каждый, с кем он тогда
творил, влюблялся, мучился, голодал-холодал, без оглядки, без страховки
проживая бурную юность, - считает теперь, что, приехав в Новосибирск, Коля
должен позвонить именно ему. А не позвонит - сами разыщут. Коля - тот
человек, которому не стыдно смотреть в глаза с похмелья. Вокруг него
всегда гуща народу - родные люди и те, кто хочет таковыми стать, и те, кто
хочет таковыми казаться. Его любят не только за Дар - любят за то, что не
придает значения своему Дару, что ненавидит понятие "элита", что не
преподносит себя как манну небесную. У него вспоминается давняя история:
как-то в Москве к парикмахеру Ларисе Михайловне пришел сам Утесов. Бедная
женщина побрила звезду и тронулась в уме...
Шипилов - разве звезда?
В его синих глазах тонешь, помнишь, помнишь их после. А так - простой,
домашний, неартистичный. Сиплый, осевший, прокуренный голос теряется,
гаснет на сцене. Коля и не выходил бы на публику, если бы не просили, не
ждали. Песни его улетают туда, откуда снизошли, Коля их отпускает - пусть
живут сами. А люди не дают им улететь, подхватывая и оберегая.
Дима
Маликов умело подхватил "После бала", опопсовал, окольцевал своим именем -
и сделал "песней года". Какого ж года, господи, если ее поют повсюду вот
уж четверть века? Магическое "Черное число" было написано еще раньше.
Колин друг Владимир Аникеев вернул жизнь шедеврам, которые их автор давно
не исполнял, да и слова забылись. Записанный недавно диск открывается
тремя Колиными песнями, "Черное число" стало кульминацией. Аникеев нашел
интонацию рваной нежности и резкой плавности, а Коля сказал про это: "Он
поет неэкономно". Но ведь и Коля живет неэкономно, без жалости к себе, без
заботы о себе.
Песня-аллегория, инкрустированная внутренними
ритмами, аллитерациями, анафорами, страшная, страстная, грозная, горькая -
хлесткая, хлынула на волю и дала силы жить. В ней - свет, пробившийся
вдруг. В ней - и судьба предначертанная, и предощущение судьбы, о которой
знаешь: не сладка. И знаешь: иначе не бывает. И милостей у нее не просишь.
Одно заклинание: "Только бы не лечь, только бы не лечь". И
сбывается...
- Такую песню мог написать только тот человек, который
окунался в несчастье с головой: не сразу получилось сказать это вслух, не
скоро сглотнулся ком, мешавший дышать.
- Я привык жить нелегалом на
своей Родине. Идешь один без жилья, без крова, а кругом - огоньки,
огоньки. Огоньки чужих окон. Но: жилья нет - разве это несчастье? Хлеба
нет - разве это несчастье? На такое "несчастье" я смотрю как на
обыденность. Несчастье - когда любимых теряешь, Родину теряешь. А
счастье... Разве ты не видишь, как я счастлив?
Терял любимых, терял
дом, ни разу не побывав за границей, терял Родину, стоял у Белого дома в
93-м. Всегда оставался свободен, чем и был "властям опасен". Презирал
власть во всех ее проявлениях и ложь во всех ее видах. Он яростен в споре,
если речь о России и если спутаны понятия "быдло" и "народ", "государство"
и "Родина". Яростен был, когда мы не сошлись в оценке творчества некоторых
знаменитостей, и только потом я поняла почему. Шипилов не делит надвое
жизнь - частную и в искусстве. Если человек запятнал себя как личность, то
грош цена его творениям. Жизнь - единая во всех проявлениях - должна быть
свободна от подлости. Шипилов имеет право на этот максимализм, потому что
он живет с чистым сердцем. Это знают и те, кто вместе с ним прославил себя
литературными и телесными подвигами в бытность в карьере Мочище, где
расцветала неуправляемая юность; и те, кто понимал, как и почему лет 30 он
мотался без прописки; и те, кто слушает его лекции по стилистике в
Московском институте культуры; и те, кто съезжается к нему на литературные
семинары; и те, кто сегодня сидит за одним столом с ним - мэтром
российской словесности, не устающим жить бардом.
"Тоже был поэт,
тоже безоружен был┘"
Его любят
за то, что видит и слышит других, что открыт, распахнут навстречу. Коля
беспощаден к себе: ему не жалко себя тратить, раздаривать себя людям,
отдавать им свою энергию. Он всегда жил в полную силу, любил до
неистовства, до прыжков с третьего этажа, до расставания навсегда; пил
водку, пока лилась, обнимал гитару, пока не зачиналось утро. В наш
"жестокий век" мало кто позволяет себе искренность и открытость -
оставаться самим собой с другими опасно; выживать помогают цинизм и
прагматизм, жесткость и властность. Коля приезжает в Новосибирск и
переворачивает все мои, сформированные так называемой действительностью,
понятия о статусе социального поведения, вернее, возвращает то, во что
верили в юности. Он откликается на истинный душевный порыв, он чувствует
протянутую ему руку, он возвышает человека до естественной простоты, до
светлой душевности, которыми всегда был богат. Это то самое, когда,
соприкасаясь с Даром, тоже становишься ближе к небесному Откровению. Об
этом и в Колиной песне: "Ведь отраженье света - тоже свет, а отраженье
звука - тоже звук".
Иные обожают купаться в лучах чужой славы,
разглагольствовать на тему: "И я там был!!!" Отстраняется, уходит,
исчезает, если чувствует неправду. Измотанный, с приступом язвы, скрываясь
от "дружб ненужных", он отлеживается, отмалчивается где-нибудь в
опустевшем общежитии, где-нибудь на ВАСХНИЛе, где-нибудь в тихой квартирке
на Советской, а те, кто не успел ему налить, обрывают звонки тем, кто
протрезвел: "Не знаете, где Шипилов?"
А на Алтае его ждет Михаил
Евдокимов - это его Коля растормошил, привез в Москву за славой. Сегодня
московские издательства заказали Шипилову книги о его земляках Евдокимове
и Заволокине. И пора в Москву, полную бесполезной толкотни, и уж потом -
домой.
В Москву он всегда возвращается на поезде, взяв билет на
37-е место, в полукупе, чтобы остаться в гулкой ненавязчивой тишине и
уложить в себе хаос произошедшего. В дороге он предощущает работу - момент
полного ухода в тишину у окна просторного дома в Белоруссии, и двухлетний
сын Федор будет тихонько заглядывать ему под локоть.
Томясь по
работе, Коля скажет:
- Работа - мое единственное счастье труженика.
Работа - чарующий, колдующий процесс. Очаровываюсь не работой, а
процессом. Становится не важно, какой год на дворе. Работа - не отдых, а
убежище. Я создаю свой мир, в котором мне хорошо - и всем хорошо.
"Я тебя искал, Он меня искал┘"
А песни пишутся сами. Коля
их не планирует, не вымучивает и не приурочивает к вдохновению. Не
относится он к ним как к свидетельству своего Дара. Песни прилетают сами,
опускаются сверху и ждут, пока их запишут. В них столько боли... И столько
счастья... "Я жил в раю, а думал, что в аду"... Поднимаю глаза, чтобы
спрятать слезы и чтобы они укатились обратно - и вижу, что на потолке
маленькой квартирки, куда опять занесла Колю дружба, комары расположились
как звезды Большой Медведицы.
Мы видели эту Медведицу на небе
Алтая: не спалось ни бардам, ни гитарам, ни кострам. А потом мчались в
машине по алтайским степям: пригоршни люцерны да куриной слепоты
вспыхивали в мареве трав. Коля что-то бормотал о кувшинках, когда
мелькнуло с золотистым отблеском болотце и тут же пропало, оттесненное
могучей зеленью. А утром я застала Колю с сигаретой "Донской табак", пока
еще третьей из двух суточных пачек, за гитарой, за листами бумаги, где не
писались ноты, но теснился бисер букв, перечеркивались строки и уступали
место другим:
Я иду, как флагман флота,Через степи и
болота,И мое тройное фотоОтражается в
водеТо камчатки, то Чукотки,То в стакане горькой
водки,То на дне дырявой лодки,На невидимой
звезде.Там, за лунными серпами,Да за желтыми
снопамиОстается моя память -Знаю, с кем, не помню,
где.Но запомнил отчего-то Эти степи да
болотаИ кувшинки, как пушинки, Желтой пеной на
воде...