http://www.pnp.ru/archive/13441136.html
Парламентская газета, Номер: 1344,
Рубрика: путь к истине, 19.11.2003
Автор: Полина ДОБРОЛЮБОВА,
соб. корр. Новосибирская область.
Николай Шипилов: Для чего поэту нужна свобода
Он пел - и зал замирал. Каждое слово,
каждый аккорд находили отклик в душах, были
до боли понятны и близки.
"Что же ты, жизнь моя?
Зал ожидания?
Скорость бегущей строки?
Дальние - близкие,
близкие - дальние
Милых могил бугорки"
Имя Николая Шипилова хорошо знакомо не
только любителям авторской песни: он -
секретарь правления Союза писателей России,
прозаик и поэт, лауреат Государственной
премии, премий имени А.С. Пушкина и В.М.
Шукшина за достижения в области литературы,
награжден медалью правительства
Республики Саха за переводы на русский язык,
лауреат конкурсов "Песня года" 1998-го и
2000 годов. Но, несмотря на успех и признание,
путь к которым был весьма тернист, он по-прежнему
любит колесить по стране, выступая с
концертами в самых удаленных ее уголках,
говорить с людьми о близких, понятных, но в
то же время, пожалуй, самых сложных вещах.
"#Имя святое, имя непростое.
В отблесках заката вязь его видна.
Полноте злиться -
Надобно молиться
О любимых лицах,
О забытых нас"
- Люди наказаны уже тем, что не понимают друг
друга: нет общих интересов, общего ощущения
добра и зла, - говорит Николай Александрович.
- Есть обыденность.
- Но времена меняются: нынешняя жизнь
значительно отличается от так называемой
эпохи застоя, когда вы были молодым
начинающим автором. Наверняка изменились и
сами слушатели. Кто сегодня приходит на
ваши концерты и какова их реакция на песни?
- Часто выступаю в небольших городках и
поселках, и публика там, разумеется,
значительно отличается от московской.
Москва на сегодняшний день вообще
совершенно обособилась: там все финансы,
иная, более сытая жизнь. И люди эмигрируют
туда, как в другое государство, хотя
формально это столица России.
Конечно, народ в глубинке перегружен
различными жизненными проблемами и
трудностями. У многих от всей этой
неопределенности уже попросту опустились
руки, а повседневность с ее бесконечными
трагедиями и катастрофами не дает
возможности даже задуматься: сегодня не
взорвали - и уже хорошо. Но тем не менее мои
песни востребованы именно простыми людьми,
а не чиновниками и нашим литературным
начальством, декларирующим патриотизм. И
радует то, что народ вновь стал слушать, а не
уходить, хотя речь идет об очень серьезных
вещах, и иной раз мне самому тяжело об этом
петь.
"Мне бродягой идти по Руси,
Повторяя: Всевышний, спаси!
Дай мне силу иметь
Полюбить свою медь
И пропеть: Человек, ты красив!"
- Вы достаточно часто приезжали в Сибирь, о
чем упоминается во многих ваших песнях и
стихах. Изменилось ли здесь что-нибудь за
последние годы?
- В людях сейчас все меньше и меньше сил и
желания думать о том, что происходит.
Искренне жаль всех тех, кого именуют
бюджетниками, поскольку сегодня это слово
практически стало синонимом слова "нахлебник".
Идет смещение понятий - и это страшно.
Однажды на концерте в Прокопьевске ко мне
подошел молодой шахтер, сказал, что очень
понравились мои песни, что тоже хотел бы их
петь. А потом со смущением признался, что
денег на диск у него нет. Представляете, у
шахтера нет денег на диск!
"А их начальники -
Все беспечальники:
Крадут что можно -
От мяса и до идей.
Да все вагонами,
В ладу с законами,
Да под иконами
Своих вождей."
- Стихи - это одно, а песня - совсем другое:
она непременно должна передавать некий
запал, возможно, даже бойцовский, -
продолжил Николай Шипилов. - Меня довольно
часто пытаются причислить к бардам, но я не
бард и никогда им не был. Я - поэт, и мне важен
путь к истине, а не очередная удачная песня.
И в бардовских тусовках стараюсь не
участвовать, поскольку не интересно: "ежики
с дырочками в правом боку", "мышка,
которая потеряла хвостик" и прочие
намеки. Это люди, живущие очень удобно и
предпочитающие говорить на своем языке. Но
хоть кто-нибудь из них спел остро
социальную песню?
- В семидесятые, насколько мне известно, вы
подвергались серьезным гонениям, вплоть до
того, что жили среди зимы в палатке в
новосибирском Академгородке. Сегодня
свободы стало больше?
- А зачем поэту свобода? Вся наша литература
рождалась в неволе: "Погиб поэт -
невольник чести#" И так далее. Так что
какая свобода и от чего? От нравственности,
от морали? В таком государстве, как Россия,
конечно, нужна вертикаль, некое общее
понимание. При коммунизме был, например,
Моральный кодекс строителя коммунизма.
Возможно, никто всерьез к нему и не
относился, но тем не менее нужны некие
определенные правила, по которым проще жить.
И это не несвобода и не неволя. Когда у нас
была прежняя власть, я о ней как-то особо не
думал и на нее не рассчитывал - точно так же,
как мои родители и многие другие: люди
просто хотели, чтобы их не трогали и давали
хоть немножко вздохнуть. Подвергался ли я
преследованиям? Конечно, как и все. А разве
наших отцов и дедов не преследовали? Я не
делал из этого нечто особенное и абсолютно
не склонен преувеличивать момент гонений.
Да, в КГБ мне действительно говорили о том,
что на каждую свою песню я должен ставить
печать, и не раз приходилось давать
различные подписки, но# Сегодня вместе с
ними над этим смеюсь: у меня куча друзей из
числа тех, кто там работал. Эта машина
всегда функционирует, в особенности если
заправлена деньгами. А деньги беспощадны.
"Все - молчат уста.
Говорить устал.
И на пьедестал не хочу.
Мне б не саван шить,
Мне бы только жить,
Будь то дом большой или чум.
А из стола моего
пахнет ложью сплошь,
А постель моя - вся в поту!
Словно скрип калош,
Надоела ложь,
Прикрывавшая пустоту."
- Сегодня многие говорят о том, что поэзия
переживает определенный кризис. Вы с этим
согласны?
- Да нисколько! Просто та поэзия, которая
раскручена, - это не поэзия. А есть
действительно таланты. Расскажу вам такую
историю: как-то приезжают ко мне на семинар
в Переделкино две женщины из одного
маленького городка, очень бедно одетые, ну
просто смотреть жалко. И одна из них робко
подходит ко мне, протягивает какие-то
напечатанные на машинке тексты, просит
почитать. И это были великолепные вещи!
Позже я узнал, что она работает
золотошвейкой где-то под Питером. Но никто и
никогда не будет ее раскручивать. И в то же
время в Союзе писателей говорят о том, что
Союз скоро загнется. Нельзя жить в колбочке,
жиреть и никогда не предпринимать
рискованных шагов. Иначе действительно
наступит конец.
- И это касается не только поэзии: среди
модных ныне прозаиков достаточно тех, кто
раскручен и рассматривает писательство как
бизнес.
- Да Бог с ними, с деньгами: Дюма, например,
тоже деньги зарабатывал. Главное -
идеология. Цензуры у нас сейчас нет, но зато
идет формирование спроса: при помощи денег
можно выдвинуть и задвинуть любого.
"Никого не пощадила
Эта осень.
Даже солнце не в ту сторону упало.
Вот и листья разъезжаются,
Как гости
После бала, после бала, после бала."
- Вашим хитом, безусловно, является песня
"После бала", исполненная Дмитрием
Маликовым. Почему была выбрана именно она?
- Видимо, Диме Маликову тогда нужен был "фольклор",
и он выбрал то, что ему понравилось. Это
очень неглупый человек и хороший музыкант.
Вообще к песням относишься, как кошка к
котятам: встали, пошли - и все. Забавный
момент: "После бала" получила
известность в 1998 году и строки "Никого не
пощадила эта осень#", возможно, были
восприняты многими именно в таком смысле -
дефолт и так далее, хотя история ее
возникновения совершенно иная.
На самом деле она родилась задолго до
экономического кризиса и посвящена старому
другу Николая Александровича, живущему в
Новосибирске: осенью 1974 года с ним
приключилось несчастье - попал в аварию и
потерял ногу.
- На сегодняшний день я достаточно хорошо
устроен - на жизнь хватает, - признался в
заключение нашего разговора Николай
Шипилов. - Да и вообще вопрос денег меня
всегда волновал лишь постольку поскольку:
чтобы о них не думать и все. И в этом
отношении я свободен. А сейчас мы с женой
решили построить церковь - поначалу
сомневались, потянем или не потянем. Начали
с пустыря в поселке, сельсовет выделил
бесплатно полтора гектара земли.
Железнодорожники нам презентовали
вагончик. Теперь строительство идет на
сборы, пожертвования. И это дело на всю
оставшуюся жизнь - буду писать, ездить с
концертами, для того чтобы выполнить его.
Возможно, мне тогда тоже простятся многие
грехи.
"Ночь наступает.
Тихий снег кружится.
Ангел Господень песнь любви поет.
Полноте злиться.
Таня спать ложится.
Молится - ложится.
Молится - встает."
Беседовала Полина ДОБРОЛЮБОВА