Коля + Маша = кино
Мария Халина работает над новым фильмом о Николае Шипилове
Известный писатель, поэт и бард,
наш земляк Николай Шипилов
скоропостижно скончался 7 сентября.
Он умер в пути — ехал из одного
родного города в другой. Из Новосибирска,
где он вырос и сформировался как творческая
личность, в Минск, где он жил в последние
годы. Но рукописи, как известно, не горят,
а поэты умирают только тогда, когда
перестают помнить их стихи. И Николай
Шипилов продолжит свою жизнь: и в литературе,
и на экране.
Новосибирский режиссер Мария Халина сейчас отсматривает материал для нового документального фильма о Шипилове. Она снимала его много и долго и говорит, что в новом фильме мы увидим героя таким. Он будет и с цыганами плясать, и с тюменскими казаками разговоры вести, и импровизировать, озвучивая стихами происходящее на экране. |
Для Марии Халиной это не первый
опыт работы с Шипиловым —
— Сколько пленка выдержит, лет сто? — говорит Мария Халина. — Это уже памятник, и Коля останется и в игровом кино, и в документальном.
А журнал «Сибирские огни» планирует в ближайшее время публиковать очерки, эссе и воспоминания о Николае Шипилове. Как рассказал редактор журнала Владимир Берязев, возможно, последний роман Шипилова, «Псаломщик», опубликованный в альманахе «Купола» (издание Сибирского фонда по увековечению памяти Владимира Высоцкого), также появится в «Сибирских огнях» и будет выдвинут на соискание Государственной премии. И, как считают новосибирские литераторы, у «Псаломщика» есть все шансы на победу.
Мария Халина сняла Н.Шипилова также и в фильме «Парни из нашего города», отблагодарив таким образом Николая за ту лавину песен, которые он написал в юности для фильмов и передач Новосибирской телестудии (их больше сотни!).
Родилась в 1943 году. Закончила Государственный институт культуры. Работала 20 лет на Новосибирском телевидении от пом. режа до сценариста и режиссера. С 1983 г. - на Западно-Сибирской киностудии. Снимает авторское кино. Занимается коллажем (около 30-ти персональных выставок).
1986 - "Память"
1987 - "В твоих руках"
1987 - "Перед аплодисментами"
1989 - "Лебедев"
1990 - "Когда б вы знали"
1991 - "Этюд в черно-белом"
1992 - "Зима-лето"
1993 - "Нинон"
1995 - "Мой век, мой крест, моя любовь" 1995 - "Фортуна-фортуната"
1998 - "Гонка"
1999 - "Путники"
2000 - "Воскресение на хуторе"
2000 - "Сеанс одновременной игры"
2001 - "Ремемба-хари"
2002 - "Потоп"
2003 - "Командировка к маме"
http://www.newsib.cis.ru/2001_16/first_10.html
Новый русский капитализм с
человеческим "Ремемба-хари"
ПРЕМЬЕРА нового фильма Марии Халиной "Ремемба-хари" состоится в нынешнюю субботу, 21 апреля 2001, в 11 часов 35 минут на восьмом канале ТВ (ГТРК). То, что делают наши легендарные кинодокументалисты, и Мария Халина в том числе, всегда интересно. А фильм "Ремемба-хари" сделан и вовсе необычно. Это фильм, сочетающий элементы игрового и документального кино, имеющий захватывающую жизненную и литературную предысторию - в нем использована домашняя хроника реальной семьи и звучит рассказ "Золотая цепь", написанный нашим легендарным земляком Николаем Шипиловым, о главе этой семьи.
Прототип героя рассказа - поэт Макаров, ставший бизнесменом и погибший на этом опасном поприще (так и не известно, погиб ли он сам или ему помогли). Семья Макаровых хранит видеозаписи, на которых он навсегда жив... Домашнее видео входит в нашу жизнь, как фотография в 40-50 годы. Мы можем вернуться в прошлое - встретиться с выросшими детьми, когда они были малышами, заглянуть в глаза тем, кого уже нет с нами. Это - само по себе тема, волнующая Халину.
И вот родилась идея - столкнуть кадры домашнего видео и рассказ, который читает Шипилов, перенести реальную историю и литературную историю в новый художественный контекст, в новую синтетическую реальность - кинофильм. Предложить зрителям поразмышлять вместе с авторами рассказа и фильма, вместе с реальными людьми и персонажами о том, что делается с душой русского человека в новой нашей социальной реальности - в период перехода к капитализму, борьбы за выживание. Недавняя, но уже история появления новых русских - активных, неординарных людей, первыми принявших вызов действительности, их семей, детей, вовлеченных в события, требует осмысления.
Фильм Марии Халиной и об этом. И о том, что домашние, интимные воспоминания, запечатленные на пленке и в душе, могут помочь в этом изучении истории и стать предметом для художественного осмысления. Совпадения и противоречия реальности и вымысла рождают на экране новые, неожиданные подтексты и смыслы. Реальные люди с реальными судьбами и персонажи литературы перетекают друг в друга, люди играют в фильме себя и не соглашаются с собой и со своими двойниками-персонажами, поднимаются над собой, сопротивляясь законам искусства.
Авторы фильма приносят благодарность семье Макаровых за помощь и участие в этом эксперименте. Думаю, фильм интересен нам всем - ведь мы все, независимо от нашего желания и отношения к происходящему, вовлечены в глобальный эксперимент реальности.
Александра ЛАВРОВА, "Новая Сибирь"
http://www.apgpk.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=printpage&artid=2
Сергей Алексеев. Новосибирск.
«Катунь»: прошлое,
настоящее... будущее! ГОД 1995-й.
ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ
Чем запомнился фестиваль «Катунь-95»?
Конечно, тем, что он был первым. Участников и
зрителей тогда приехало немного, человек
пятьсот, в основном из Барнаула,
Новосибирска, Бийска, Кемерова. Народ в
большинстве своем присматривался: что это
— разовая акция или нечто серьезное и
долговечное? Но уже тогда мы постарались
заложить некоторые традиции. К примеру, с
той поры в день открытия фестиваля в воды
Катуни традиционно опускается венок в
память о бардах, которых уже нет с нами. На
этом же фестивале к камню на берегу реки мы
торжественно прикрепили табличку: «Здесь
будет установлен памятник Гитаре». И такой
памятник через год появился!
Не обошлось тогда, к сожалению, без «накладок».
Первый фестивальный вечер закончился
сильнейшей грозой, вырубившей
электричество, и все старания по
техническому оснащению сцены пошли
насмарку. Особенно обидно было
представителям телекомпаний, которые
снимали «свободный микрофон».
Электропроводку не удалось починить и на
следующий день, так что собственно песенный
конкурс проходил днем в небольшом
помещении клуба турбазы, участники
выступали без микрофонов. Без конца лил
дождь, и народ все больше сидел в домиках и
палатках. Но пел. И как пел!
Интересный факт: именно после первого
фестиваля в тех местах появились соловьи.
Что способствовало расширению ареала
проживания этих чудных птичек —
расположение планет, климатические «заморочки»
или голосистые сибирские барды — не знаю.
Но факт остается фактом — до того их там не
было, теперь есть. После такого «знамения
свыше» у меня появилась уверенность: «Катуни»
— жить!
Из именитых авторов на
фестивале присутствовал московский поэт и
писатель Николай Шипилов со своей женой
Татьяной.
Я тогда еще не был знаком ни с ним, ни с его
творчеством, да и вообще мало кого знал —
разве что Высоцкого, Визбора, Окуджаву... А
тут совершенная случайность: как раз в это
время на новосибирской «Кинохронике»
снимался фильм о Шипилове («Фортуна-фортуната»),
и сведущие люди порекомендовали мне его
пригласить.
Для меня Николай Шипилов — знаковая фигура.
Он помог мне окунуться в мир авторской
песни, просто ошеломил своим творчеством! В
том числе и это вдохновило меня на
подготовку «Катуни-96».
Н.Шипилов
Фортуна-фортуната
Осень - призрачная зона. Все тревожно в эти дни. К своему семисезону Пришиваю воротник. Подо мной метро копают, С пьедестала рвут вождей. Роют, кроют, присыпают Миллионы лошадей. Припев: Ох, сколько я был в пути! А сколько еще идти! Но я вас прошу: будьте к пяти! Точно - к пяти! Этот лунный свет латунный Лег ковром на снежный наст. На свидание с фортуной Выхожу не в первый раз. Приходите, прошу пани! Как по Божьему суду, Возле Федоровской бани Я, сударыня, вас жду. Припев. Нынче моют депутата, Он - народа боль постиг, Он Марату сводным братом Причитается почти. Я ж в бессмертие не верю, Концентратный суп варю: - Экономика должна быть Экономной, - говорю. Припев. Ах, сударыня, спешите! Разминемся, не дай Бог, В коридорах общежитий, В эпохальности эпох. А этот мир летит куда-то Под Владимирский туннель! Ох, фортуна-фортуната... Фортунелла-фортунель... Припев. 1976