Журнал
«Литературная учеба» N 6 |
Татьяна Шубина |
|
ГОСПОДЬ,
ЗВЕЗДУ ЗАЖГИ
|
Ты - народ и я - народ... Я еще вернусь На святую Русь... Николай Шипилов |
Нет с нами Николая
Шипилова. «И не помню… Да, не помню…Если помнишь,
то напомни, Если помнишь, то напомни: Я вчера
не забегал?…» Эхо горя прокатилось по
газетам, журналам, Интернету - эта осень не
пощадила Николая Шипилова, «чистая
сила», «личность ренессанская»,
харизматическая, известный российский
автор, прозаик, поэт, популярный бард умер 7
сентября 2006 года около 21.00 в Смоленске. В
Смоленск Николая доставили из Вязьмы с 18 на
19 августа, сняли с инсультом с поезда по
пути из Новосибирска в Минск.
Не дожил до 1 декабря, своего
дня рождения и юбилейного пирога,
исполнилось бы ему шестьдесят, стал бы к
семидесяти батюшкой, священником, (все к
тому шло - построили с женой, поэтессой Татьяной
Дашкевич, церковь под Минском), был бы его
приход самым любимым в округе, написал бы
еще много и в святоотеческом жанре,
несмотря ни на что, сила ему была отпущена, -
но уж не как ты хочешь, а как Бог дал. А дал он
Николаю Шипилову все самое
лучшее: ретивое сердце, блестящий талант,
любовь к матери Отчизне, жалость и нежность
к женщине, многочисленных друзей и
поклонников. Не знаю, были ли у него враги в
том хрестоматийном смысле, но прожил в
путях-дорогах без боязни. Родился в Южно-Сахалинске,
последнее время жил в Белоруссии, в деревне
под Минском и похоронен.
«Мечтал
я родному народу, частицею принадлежать.»
И принадлежал. Совесть и любовь на еде не
заел, на питье не запил, а умножал, созывая
свой род, собирая свой плод от старых до
малых, от отцов-матерей, от дедов-прадедов
для внуков-правнуков. «Я жил в раю, а думал, что в - аду. Я, как
Адам, искал от рая - рая…». Таков тяжкий
крест наш, сам же Шипилов об этом написал на
белую бумагу, а расходным материалом была –
кровь, та, что льется в строку истинного
поэта. «…Да ты не вечен,
человече… Прости мне, друг, долги -
Хотя б свечу зажги… Господь, звезду
зажги». И
теплятся, теплятся свечи в православных
храмах, молится народ своему небесному
заступнику Николаю Угоднику, горят звезды
над церковью, - все хорошо, как ты и хотел,
Николай. «Пусть горит
огонек, пусть растет мой сынок в счастье…»
В ту пору, в 1983 году,
когда сотрудники журнала «Литературная
учеба», в котором он потом проработал
несколько лет, вернулись из Новосибирска с
совещания молодых писателей, с
именем - Шипилов!, Шипилов!, Шипилов! - и с
легкой «руки» журнала московские
издательства распахнули перед ним
двери, а в Новосибирске
выдали ордер на квартиру, Шипилов предсказал
себе судьбу. «… Век меня остудил, Осудил на скитанья
без срока. Вместо тела - страна, Вместо
сердца - струна, Вместо радио - в роще сорока.».
Но, слава Богу, тогда еще все было впереди -
лучшие книги, поэмы, дети, «еще столько не роздано милостынь» Но
вот «…без признаков старенья, Уходит наше
поколенье, Верша свои круги: Зачем, казалось
бы, мы жили…». «Мертвые
бабочки падают с лампочки, Очень тянуло на
свет…»
В одном из последних
интервью Николай Шипилов сказал,
«… в России нынче не принято петь о любви к
людям и Отечеству, почти запрещено петь о
красоте чувств, о неповторимости жизни,
дарованной нам Господом Богом. А то, что
люди плачут на моих концертах - это ведь
слезы печали. Печаль - светлое состояние
души. Оттого, что печаль моих песен
передается людям, я чувствую родовую
близость с ними. В чем эта печаль? Бог весть…»
И сквозь эту печаль
тихая как слеза мысль: счастливую жизнь
прожил Николай Шипилов –
долгую, а умер молодым, – церковь построил,
написал крепкие книги прозы и поэзии,
сотоварищи по ремеслу его любили, а это само
по себе редкость, официальные люди голову
на него не задирали, они на земле, а он где-то
там, за облаками болтается, талантливые,
страстные и красивые женщины, ох, как любили,
дети родились умные и даровитые, и была у
него Она, прекрасная дама и православная
жена Татьяна.
«Ах,
как оставлю я - ее, Татьяну - золото свое? Моя
любимая поет и Бога хвалит. Но что ей книг
моих тома? Она напишет их сама! При этом не
сойдет с ума А я - едва ли…» С Божьей
помощью и люди добрые не отступятся,
поднимет она, ваших малых детушек: бабы-то
они сильные, а Татьяна
Дашкевич - поэтесса, пошатнется от
вдовьего горя, да за молитву, за слово и
детей удержится. А книгу напишет, и будет
эта книга о ее Николае, о русском поэте и
прозаике Николае Шипилове, и
музей устроит, чтобы было, где друзьям
собираться.
Николай Шипилов
Устал я... Хочу на природу От жизни свободной сбежать. Мечтал я Родному народу, Частицею принадлежать. Не знаю Какому уроду Сегодня я принадлежу... Возьмите обратно свободу - Я в поле, в леса ухожу... Вот поезд, Вагон с перестуком Железных своих колес. Я выпил – Такая вот штука – И вышел в толпу берез. По жизни я небезупречен, И свечка моя сожжена: Навстречу - и я не перечу – Иные летят имена... О, как мы хотели свободы! Как будто у нищих есть В запасе, как бутерброды, Достоинство, совесть, честь... А что мне без чести свобода? Я истине только служу... Возьмите обратно свободу - А я ухожу... Ухожу... 2002
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-4452.htm
"Литературная учеба" // Литературная энциклопедия. Т. 6. — 1932
«ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА» — журнал, с 1930 издаваемый Огизом в Ленинграде под редакцией М. Горького. «Л. у.» ориентируется на начинающего рабочего и крестьянина, писателя, рабкора, селькора, начинающего критика, рабочего рецензента и руководителя литкружка на предприятии. «Наша задача, — пишет М. Горький («Л. у.», 1930, № 1), — цели нашего журнала — учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом». Борясь против техницизма и формализма (отдельные статьи журнала не свободны однако от формалистических уклонов), «Л. у.» помещает в каждой своей книжке статьи по диалектическому материализму, вопросам художественного метода, истории русской и западно-европейских лит-р, теоретическому и практическому языкознанию, современной пролетарской литературе. Особенно важное значение имеет отдел «Письма из редакции», в к-ром М. Горьким и др. дается анализ положительных и отрицательных сторон присылаемых в «Л. у.» рукописей начинающих писателей. Справочно-консультационный отдел, помимо переписки с индивидуальными корреспондентами, заключает ценные библиографические материалы (о творческой дискуссии и друг.). Учебная установка журнала особенно проявляется в разделе «Читатели, готовьтесь к следующему номеру». Подобно «Рабфаку на дому», «Коммунистическому университету на дому», «Л. у.» не является журналом «с мыслимой непрерывностью издания»: он был рассчитан на 20 номеров, к-рые должны выйти в течение двух лет. В состав сотрудников «Л. у.» входят основные кадры Комакадемии, Государственной академии искусствознания и др. При достаточной популярности изложения «Л. у.» дает материал, имеющий серьезное научное значение (статьи В. Десницкого о Гоголе, Д. Благого и Д. Якубовича о Пушкине, М. Клемана о Золя, Б. Реизова о Стендале и др.). Являя собой новый тип журнала, созданный эпохой реконструкции, «Л. у.» в корне отличается от аналогичных зарубежных изданий, преследующих исключительно техническую выучку подписчика — начинающего писателя.
Библиография: Горький М., Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры, «Известия», 1929, № 168 от 25 июля; Камегулов А. Д., Письмо в редакцию, «Литературная газета», 1930, № 12 (49) от 24 марта; «Литературная учеба», Проспект, Л., 1930; Баранчиков П., «Литературная учеба», «Известия», 1930, № 122 от 5 мая; Анонимная рецензия о № 1 «Литературной учебы» в журн. «Октябрь», 1930, кн. V—VI, стр. 281—284; Бескина А., О «графомании», «вдохновении» и «Литературной учебе», «Ленинградская правда», 1930, № 122 от 5 мая; Коротков Ген., «Литературная учеба», «Красная газета», 1930, № 190 от 13 августа (вечерний выпуск).
П. Б.