|
ОТЧЕГО МЕНЯЮТСЯ
ВЗГЛЯДЫ
Попробуем задать один
очень непростой вопрос: насколько Лариса
Баранова-Гонченко серьёзная политическая фигура? Да, она
давно рвётся в лидеры. Это отметил ещё в 1981 году один
из самых значительных критиков Игорь Дедков. Уже тогда
Баранова-Гонченко явно хотела стать властителем умов. Но
достичь этой цели критическими статьями у неё не
получилось. И поэтому она ввязалась в политические игры.
Возможно, она рассчитывала со временем превратиться в
духовную наставницу нового литературного поколения.
Ещё в годы застоя
Баранова-Гонченко загорелась монархическими идеями.
Позже, в середине 1993 года, она призналась, что белую
эмиграцию любила «заворожённой слепой любовью многие и
многие годы. Так любила, что рванулась к ней при первой
же горбачёвской возможности, и… натолкнулась на стену
ледяного недоверия: не коммунистка ли, не кагебешница ли
приехала». В итоге произошла очередная переоценка
ценностей. Как потом критикесса заявила представителям
первой и второй волн русской эмиграции, «приехала я к
вам монархисткой, а уезжаю советской патриоткой».
Когда рухнул Советский
Союз, Баранова-Гонченко почему-то из всех оппозиционных
движений выбрала «Русский собор» бывшего генерала КГБ
А.Стерлигова. Но тогда за место под новым солнцем
столкнулись две группы. Одну возглавил писатель из
Вологды Сергей Алексеев, прославившийся апологетикой
язычества. А другую группу организовала наша критикесса.
Однако очень скоро стало ясно, что никаких серьёзных
реальных дел Стерлигов предложить не может. Поэтому
Алексеев быстро отошёл в сторону и переключился на
написание своих новых романов. А вот Баранова-Гонченко
избрала другой путь. Она взялась редактировать
стерлиговскую газету, которую, если верить мемуарам
Станислава Куняева, никто не читал и все тиражи
сбрасывались на хранение и дальнейшее списание в
помещение журнала «Наш современник». В общем, все
увидели, что организатор из Барановой-Гонченко никакой.
Она – мастер говорильни, но не конкретных дел.
После октябрьского
расстрела Белого дома Баранова-Гонченко сделала ставку
уже на генерала А.Руцкого. А теперь она – рьяная
сторонница Геннадия Зюганова. |
|
МИФ О
ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ПЛЕЯДЕ
Как критик Лариса
Баранова-Гонченко в основном специализировалась на
современной русской поэзии. Это она ещё в 1988 году в
альманахе «День поэзии» заявила о появлении
«возрожденческой плеяды», в которую с её лёгкой руки
были зачислены Владислав Артёмов, Михаил Гаврюшин,
Михаил Попов, Вечеслав Казакевич, Владимир Карпец,
Михаил Шелехов и целый ряд других поэтов. Правда, сразу
возник вопрос о критериях отбора имён. Такое сложилось
впечатление, что просто критикессе захотелось
сформировать новую «обойму», которая отвечала бы двум
требованиям: верности в политике «почвенническим»
взглядам и в искусстве реалистическим традициям. Именно
почвеннические мотивы определили дух и содержание
составленного Барановой-Гонченко сборника современных
поэм «На тебя и меня остаётся Россия», который
коротичевский «Огонёк» тут же подверг обструкции за
политиканство. Критики не могли понять, что в этой книге
главное: собственно поэзия или избитые рассуждения о
мировой закулисе. Поэтому не удивительно, что и
«возрожденческая плеяда» оказалась дутым пузырём.
Однако в последние
полтора десятилетия Баранова-Гонченко, похоже, к
написанию литературно-критических статей утратила всякий
интерес. Она теперь предпочитает в основном говорить.
Возможно, ей просто стало лень сочинять статьи. Но не
исключена и другая версия: человек оказался в затяжном
творческом кризисе, но поскольку привык всегда быть на
виду и на слуху, то решил переквалифицироваться из
критиков в политики. |
|
ЛАРИСА
БАРАНОВА-ГОНЧЕНКО: так
говорим
Коммунистическая
партия Российской Федерации по сути первой поставила
проблемы культуры на уровень общенационального проекта.
Без преувеличения можно сказать, что это сегодня
единственная партия, способная говорить о российской
культуре и имеющая право говорить о ней с позиции
народности, национальной и многонациональной традиции.
Газета «Правда», № 32,
30 марта – 2
апреля
2007 | А события 93-го года,
мне кажется, деформировали Николая (Шипилова. – «ЛР»).
Он всегда был замечательным человеком и настоящим
гражданином, но здесь наступило настоящее просветление.
Это была для него трагедия, потеря Родины. Он очень
интересно писал о том, как туда (к Дому Советов. – «ЛР»)
шли люди, это поразительно было. Он тогда понял, что
люди шли туда, приезжали в Москву защищать Родину.
Из выступления на «Народном радио»,
1 декабря
2006 | Рубцов нигде и никогда
не называет имя Христа. Повторюсь – не из страха по моим
ощущениям – не смеет называть, ибо по меркам его
духовности, его безупречной эстетики оно было бы названо
всуе.
Газета «Русь державная»,
№ 2,
2001 | Много сил потратили
отечественные интеллигенты, убеждая братьев по разуму в
том, что красота спасёт мир. И сами не заметили, как
пришло время спасать уже не только мир, но эту самую
красоту. Русский язык нуждается в защите. Его вытесняет
«оглушительный нерусский…»
Из выступления на пресс-конференции «В.И. Даль
и судьба современного русского языка»,
ноябрь
2001 | Проведение съезда
Союза писателей Беларуси показало, что белорусское
государство осознаёт – культура является самой громкой и
самой мудрой политикой. Об этом заявила статс-секретарь
Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко 23
декабря на писательском форуме в Минске.
Поддержку, которую
оказывает государство Союзу писателей Беларуси, Лариса
Баранова-Гонченко назвала победой белорусской творческой
интеллигенции. «Мы не можем похвастаться этими победами.
Ни Государственная Дума, ни Министерство культуры России
не поддерживают государственно настроенную творческую
интеллигенцию России, поэтому для нас опыт Беларуси
необыкновенно важен», – подчеркнула писательница.
Официальный сайт посольства Республики Беларусь
в Российской Федерации,
26 декабря
2006 | |
|
ДОСЛОВНО
В январе 1981 года
приезжала Л.Г. Баранова, сотрудница «Литературной
учёбы», я переписывался с нею в связи со статьёй о
Проханове и подготовкой статьи о Личутине. Она весьма
интересовалась моими взглядами на «литературный
процесс». Когда же, кажется, всё было выяснено сполна,
она впрямую спросила, а как я смотрю на «национальный
вопрос». Я ответил и на это. Когда же Баранова с
Негорюхиным заехали к нам домой и Негорюхин вскоре ушёл
по своим делам, Лариса Георгиевна достала из сумочки и
предложила мне почитать письмо С.Куняева (открытое) в
Цека партии о «сионизме», его происках в литературе
(примеры из С.Липкина, Б.Ахмадулиной, О.Сулейменова,
А.Вознесенского и т.п.). Потом оказалось, что Баранова
хорошо знает Стасика Куняева, и у меня появились
основания думать, что она явилась в некотором роде как
эмиссар этой «национальной» группы.
Игорь ДЕДКОВ,
запись из
дневника за 10 февраля 1981
года | |
|
ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ
Вы читали критические
статьи Ларисы Барановой-Гонченко?
Валентин КУРБАТОВ,
критик, г. Псков –
Лет семнадцать назад что-то читал. Но я уже давно не
видел ни самой Ларисы Георгиевны, ни её статей. А она
что-то пишет сейчас?
Владислав АРТЁМОВ,
поэт, г. Москва –
Да давно уж мне ничего из Ларисиных материалов не
попадалось. Лет семь, наверное. Правда, я специально её
статьи не искал. Лишь в Интернете как-то обнаружил её
воспоминания о Николае Шипилове. Может быть, уже возраст
настал такой: не статьи писать, а вспоминать прошлое.
Михаил ДУНАЕВ,
профессор Московской духовной академии
– Я знаю, что есть
такое имя: Лариса Баранова-Гонченко. Но читать её вещи
мне не приходилось.
Павел КРУСАНОВ,
прозаик, г. Санкт-Петербург
– Статьи
Барановой-Гонченко я не читал, потому что не знаю, кто
это такая.
Авторы полосы Вячеслав ОГРЫЗКО и Роман
СЕНЧИН
|