http://www.vashdosug.ru/article_page/1010/

Десяток лет назад вся страна с умилением смотрела на чудо-ребенка скрипача Вадима Репина и возлагала на него большие надежды. Репин оправдал чаяния меломанов: попал в пятерку самых высокооплачиваемых скрипачей мира, играет более 100 концертов в год в разных странах и, как следствие, очень редко выступает на Родине.


 

Взрослый вундеркинд Вадим Репин

Вадим Репин дал первый концерт в 5 лет, выиграл конкурс Венявского в 11, а в 16 отправился на зарубежные гастроли. Им восхищались Менухин и Ростропович. Сейчас бывшему вундеркинду 30 лет, он на пике популярности. В его плотный график Москва попадает нечасто, и сольный концерт Репина – настоящее событие и для публики, и для самого музыканта. 14 октября 2004 г. Репин продемонстрирует свое виртуозное владение инструментом – сыграет «Дьявольские трели» Тартини, Дивертисмент Стравинского и Сонату для скрипки и фортепиано Штрауса. Партию фортепиано исполнит Борис Березовский. Это их первый совместный концерт в Москве.

– Где вы сейчас живете?

– В основном в самолетах, отелях, аэропортах. До недавнего времени мой дом, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово, оставался в Новосибирске, у мамы. Все остальное – съемные квартиры, где я останавливался между очередными гастрольными поездками. В общей сложности я проводил в них не более месяца в году. Год назад я женился, и мы с супругой решили обосноваться в Женеве. Пока только устраиваемся, но, надеюсь, скоро у нас появится настоящий дом.

– Гражданином какого государства вы себя считаете?

– Когда мне было 17 лет, я выиграл Международный конкурс скрипачей имени Королевы Елизаветы в Бельгии. И на меня посыпались предложения выступать в разных странах мира. Тогда, впрочем, как, наверное, и сейчас, советским музыкантам-гастролерам было очень хлопотно и трудоемко оформлять документы на выезд. И я принял бельгийское гражданство. Но от российского никогда не отказывался и во всех интервью называю себя россиянином.

– Где вам приятнее всего выступать?

– Там, где меня ждут, где есть настоящие меломаны и люди, которые хотят приобщиться к классической музыке.

– Играя в России, испытываете ли какие-то особые чувства?

– Конечно, и прежде всего ответственность. Ведь меня здесь помнят совсем мальчишкой, который только учился играть по-настоящему, и каждый концерт сейчас – своего рода испытание. Но я люблю выступать на Родине. Практически каждый сезон стараюсь сыграть в Москве или Петербурге, где работаю с выдающимися дирижерами Юрием Темиркановым и Валерием Гергиевым. Почти каждый год бываю в Новосибирске и перед нынешним московским концертом тоже выступлю в этом городе. А два года назад агентство «Жар-птица» организовало мое турне по городам России – Казань, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Екатеринбург. Это была незабываемая поездка, удивительная, как возвращение в детство. Ко мне за кулисы приходили замечательные люди, помнившие мои юношеские концерты.

– Российская публика изменилась?

– Мне кажется, кардинально изменилась сама жизнь в России. А публика… По-моему, она осталась прежней – требовательной, но доброжелательной и отзывчивой, в общем, той нашей особой публикой, которая всегда посещала филармонические концерты.

– Как часто вы даете сольные концерты?

– Всего в год я даю около 120 концертов, процентов 40 из них – сольные. Это другая концентрация энергии и, если хотите, другая драматургия самого концерта. Но я очень люблю их играть, они дают ощущение силы и большей близости с залом. И у меня всегда были замечательные партнеры.

– Ваша жизнь распланирована на много лет вперед…

– Я уже привык. И потом график дисциплинирует, не дает расслабляться.

– К тридцати годам вы достигли того, что не удается многим музыкантам за всю жизнь. О чем вы мечтаете?

– Играть еще лучше, учить новые произведения, встречаться с интересными музыкантами. И снова играть.

– Кто для вас самый строгий судья?

– Не могу сказать, что я зависим от чьего-то мнения. Но всегда прислушиваюсь к советам коллег.

– Вы общались с великими музыкантами. Кто оказал влияние на вас?

– Мне действительно везло: я не просто встречался, а имел возможность поработать с прославленными маэстро. Назвать всех невозможно, потому что о каждом хотелось бы рассказать что-нибудь интересное. Но я не могу не вспомнить человека, которого уже нет среди нас. Это один из величайших скрипачей ХХ века – Иегуди Менухин. Я играл на его фестивале, выступал с его оркестром. Мастер был настолько добр ко мне, молодому скрипачу, что несколько раз давал мне уроки. Это не был урок в школьном понимании, это было наставничество в самом широком смысле слова. Некоторые новые произведения своего репертуара я сначала показывал ему. Менухин был моим первым слушателем, когда я решился сыграть самое сложное для скрипача произведение – Концерт Бетховена. Каждый раз, когда я играю его, я вспоминаю Менухина и его советы.

– Одаренным детям нелегко приходится во взрослой жизни. Вы испытали «обратную сторону» столь ранней и успешной карьеры?

– Практически нет. Я с детства очень много занимался, рано начал давать концерты. С тех пор почти ничего не изменилось: я по-прежнему много занимаюсь и концертирую.

– Расскажите о своем творческом союзе с Борисом Березовским.

– С Борей мы давно дружим и много играем с ним. Записали несколько компакт-дисков, в год даем 20–30 совместных концертов, объездили практически весь мир. А вот в России вместе выступим впервые.

– Друзья-музыканты хорошо понимают вас?

– Главное место общения музыкантов – концерты, гастроли, фестивали. Как правило, это теплые дружеские встречи. На сцене мы стараемся выступить сплоченной командой независимо от возраста, специальности, места жительства.

– Чем вы увлекаетесь, кроме музыки?

– Тем же, чем и все: люблю ходить в театр, кино, на теннисные матчи. И встречаться с друзьями – просто посидеть, пообщаться.

14 октября 2004г., Большой зал консерватории. 229-35-84

Елизавета Дорохина


 http://www.inopressa.ru/print/archive/2001/01/31/17:56:12/arc:lemonde:culture 

LE MOND:         Мари-Од Ру  
Скрипка великого мастера в руках Вадима Репина

Российский виртуоз дает концерт вместе со своим коллегой, пианистом Борисом Березовским.

Высокий, слегка массивный молодой человек, в кожаных брюках и маленьких круглых очках - его лицо еще не утратило юношеского очарования. Вадим Репин совершенно не похож на остальных великих скрипачей. Он ведет себя, как юный мудрец, и если бы не лукавые искорки в его смеющихся глазах, он мог бы показаться чересчур суровым. Но лишь только он берет в руки инструмент, дотрагивается до него смычком, его лицо преображается и наполняется радостью. Вадим Репин прекрасен, когда играет.

Родился он в Сибири, сейчас ему 30 лет. В семилетнем возрасте Вадима приняли в элитный класс Захара Брона. Сегодня он представляет когорту мастеров, воспитанных известным российским педагогом. Кто они, лучшие? Вадим Репин и Максим Венгеров, а также присоединившиеся к ним совсем недавно Даишин Касимото и Кирилл Трусов. Он, как и все вундеркинды, в возрасте 5 лет начал заниматься в музыкальной школе, через полгода - концерты. Для него победа на конкурсах была простой формальностью (Wieniawski, Tibor Varga в 1987 году, и особенно Reine-Elisabeth в Бельгии в 17 лет): виолоцентризм во всех его проявлениях. Для талантливого ребенка из Новосибирска, ⌠ очень скоро, скрипка превратилась в наркотик. Мне было необходимо ощущать сцену, возбуждение, страх. Уже в 20 лет он добился успеха. Некоторые обожгли себе крылья, но не он. Удивительный, как его воздушная скрипка, такой тонкий и замысловатый, но твердо стоящий на ногах.

⌠Быть музыкантом, значит много страдать. Разучивание новой партитуры сопряжено с опасностью: этот процесс сжигает все ориентиры, лишает вас уверенности в себе. Каждый раз, у меня складывается впечатление, что я все начинаю сначала. Возможно, именно поэтому он так любит окружать себя друзьями-музыкантами. Это пианист Ральф Готони, скрипач Антон Барачовский и великолепный скрипач, исполнитель цыганских мелодий Роби Лакатос. ⌠Мы знакомы очень давно: ночи напролет играем вместе в нашем любимом брюссельском ресторане!

Играть во вселенной

Но самое тесное взаимопонимание у Вадима Репина сложилось с его соотечественником и другом Борисом Березовским, с которым он случайно встретился на Фестивале в Сиетле. Это редкий союз, проявившийся в совместном творчестве. Фирма аудиозаписи ⌠Эрато выпустила два диска, произведения Прокофьева, а также Равеля и Медтнера, в их совместном исполнении. Самый последний диск можно назвать настоящим сольным концертом. ⌠Я хотел предложить различные пейзажи ХХ века, почти как эмоциональный документальный фильм. Штраус с его экспрессивными и постромантическими произведениями; Стравинский и его почти математическое творчество, и Барток, мастер популярного фольклора. Я попытался транспонировать на диск логику концерта. Он сдержал слово: произведения Штрауса прозвучали чисто и спонтанно, вызывая головокружительное, долго не проходящего ощущение ярких красок, волнующего лиризма. Музыка Стравинского звучит динамично, но без напора. Произведения исполнены в отточенной манере. Что касается Бартока, то его знаменитые ⌠Румынские танцы вызывают головокружительный калейдоскоп ощущений, звуков и запахов: ⌠Danse du baton inventive, ⌠Pe loc, ⌠Danse precipitee. Эти произведения обретают особое очарование благодаря игре пианиста Бориса Березовского.

Вадима Репина, конечно же, сравнивали с его знаменитыми старшими коллегами - Менухиным, Штерном, Ойстрахом. Но, бесспорно, его отличительными чертами являются чудесная техника и безукоризненная точность. Чувственность, элегантность, тонкость, а также глубина, благородство и нежность - всех этих эпитетов не достает для описания звучания великолепного инструмента, скрипки страдивариус Сарасат. Он должен исполнить на ней ⌠Испанскую симфонию Лало. ⌠Мне ее предоставила чикагская Societe Stradivarius: блестящее и насыщенное звучание высоких нот и глубокое и благородное звучание низких. Чудесный компромисс между естественным блеском ⌠страд и чувственной силой ⌠гварнери!

Вадим Репин - один из нас? Ему можно задать такой вопрос, когда узнаешь, что одно из его самых сумасшедших желаний - стать первым скрипачом вселенной! Однако, успокойтесь, он также любит теннис и формулу 1, шахматы, театр, сигареты и хорошее вино. А еще он любит читать на пляже или в ночных поездах.


Переведено 31  января  2001
Hosted by uCoz