НОВОСИБИРСК, 7 сентября (Корр. АНН Яна Доля).
Исполнилось ровно 50 лет с момента выхода в эфир первой телепередачи
Новосибирска. К этой дате в стенах Новосибирской студии телевидения открыт
музей, который не только отражает тележизнь сибирского города, но и
полувековую историю страны.
В августе 1957 года в жизни
новосибирцев началась новая эра – эра своего телевидения. Московские
программы в то время до Сибири вообще не доходили. И вдруг – передачи о
сельском хозяйстве, промышленности, культуре, детские журналы, молодежные
программы воспитательного характера, семейные передачи. Ну и, конечно,
показы кино, первые красавицы-дикторы на экране.
Не все помнят то
время. Именно для молодых и создали первый в городе музей телевидения.
Уникальность музея – в самом архитектурном его решении. В помещении все
выстроено в единой стилистике. Каждый уголок просторного зала имеет свое
освещении. А в результате впечатление, как от просмотра телевизора: словно
видишь изображение на «голубом экране». Стекла, за которыми экспонаты
музея – как окна, за которыми наглядно фотографии из архива Новосибирской
студии телевидения.
Хранитель музея – редактор студии Роза
Литвиненко. Когда-то сибиряки с нетерпением ожидали выхода в эфир ее
программы «Кино и зритель». Во время гастролей столичных театров удавалось
представить новосибирским зрителям великих людей: Иннокентия
Смоктуновского, братьев Соломиных, Олега Табакова …Всех - не перечислить.
Камеры, перед которыми выступали люди разных званий, поколений и
известности, - теперь музейные экспонаты. У молодых специалистов они
вызывают разные эмоции – от улыбки до удивления.
«На них, как
видите, – педали. Так что у наших операторов даже вошло в привычку – все
время двигаться, – рассказывает Роза Александровна. – А уж сколько раз эта
камера (КТ-132) побывала на ногах выступающих в студии!». Много мороки
было и с узкой камерой для съемки новостных сюжетов. Каждый сюжет должен
был идти не более 3 минут, и пленку надо было каждый раз перезаряжать -
для этого приходилось обеспечивать темноту. Хранили пленку также в темноте
– в непроницаемом для света мешке.
Есть в музее и другие камеры,
различные виды кассет. Некоторые «бабины» поднимаются с трудом.
«Настоящий прогресс наступил, когда появился «Конвас» (от «Константина
Васильева»). На «конвасе» великий Урусевский снимал натурные съемки
«Неотправленных писем» и даже часть «Летят журавли».
Изредка снимали на передвижных телевизионных станциях. Первая
ПТС работала в прямом эфире во время юбилейной легкоатлетической эстафеты:
тогда, в 1964 году, еще и не мечтали о видеозаписи. На подготовку
10-минутного сюжета подчас уходил целый день.
Все делалось методом
проб и ошибок – специальных факультетов или курсов для телевидения в то
время не было. Кадры Новосибирской студии составляли все, кто тяготел к
искусству, – учителя, актеры, театральные режиссеры, переводчики. Среди
них, естественно, и инженеры – люди техники были главными созидателями.
«Я и понятия не имел, что такое сценарий, когда впервые перевел
какие-то стишки, подобрал картинки и написал текст под них, - вспоминает
режиссер Новосибирской студии телевидения, старший преподаватель
факультета журналистики Российского государственного гуманитарного
университета, заслуженный деятель искусств России Ким Долгин. – В
Новосибирске удавалось делать то, о чем в Москве и думать не могли. В
октябре 1961 года к 80-летию Пикассо я сделал большую передачу о
художнике. Случился великий скандал в обкоме партии, но передача в эфир
уже вышла. А когда спустя полгода Пикассо присудили Ленинскую премию,
тогдашний директор студии Глеб Шляк попросил повторить передачу!»
В 80-х годах Новосибирская студия телевидения вполне могла
конкурировать с программами Центрального телевидения.
«Наша
редакция, а значит и студия, одной из первых появилась со своей передачей
в Москве на Первом канале. Один из руководителей Гостелерадио СССР, когда
мы сдавали программу для показа на ЦТ, удивленно спросил: «Где вы берете
таких ярких людей?» На что режиссер Ирина Шевцова лаконично ответила: «У
себя, в Сибири. У нас их в запасе много», - гордится Юрий Ефимцев,
редактор НСТ с 1980 по 2000 гг.
В музее хранится и студийный
столик, за которым сидели приезжие гости-знаменитости. На столике теперь -
черно-белый телевизор. Но основная любовь Розы Литвиненко направлена на
его «собрата» - модель 1959-го. Эта вещь ценна и человеческими качествами.
«Сколько раз руки человека, от которого он нам перешел, касались
его – только бы он работал. Он не просто хранился все эти годы дома как
реликвия, а постоянно находился в рабочем состоянии. Возможно, поэтому
сейчас нет картинки - один звук. Однако нам на днях принесли лампы и
трансформатор – помните, раньше именно эти устройства берегли телевизоры
от напряжения. Так что иногда мы будем его включать», - пояснила Роза
Литвиненко.
Демонстрировать работу старинного телевизора и
телекамер будут экскурсионным группам.
В 60-70-е годы регулярно в
город приезжали литературные кумиры тех лет - писатели и поэты В.Астафьев,
В.Шукшин, Ф.Абрамов, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, которые непременно
становились гостями Новосибирской студии.
Предновогоднюю программу
1969 года открывал столичный репортаж. «24 декабря 1968 года нам удалось
запечатлеть вручение Государственной премии в Кремле нашему земляку –
Сергею Залыгину. Вместе с ним тогда высокие правительственные награды
получили Д.Шостакович, Г.Товстоногов, Е.Лебедев» - это воспоминания
Светланы Михайловой, редактора НСТ с 1964 по 1997 гг.
Дневники
летучек, от руки написанное кинопроизводство, фотографии, книги, статьи –
без них музей был бы неполноценным. Не только будущие «звезды», покорившие
Россию (
Николай Шипилов, Алексей Самолетов, Юрий Шиллер, Юрий
Мирошниченко), но и настоящие герои запечатлены в них. Владимир Шевченко
снимал события в Чернобыле, находясь в самом эпицентре радиационного
излучения. Продолжал работу над фильмом, даже находясь на больничной
койке. Государственная премия присуждена ему –увы!- посмертно. Пострадала
во время этих съемок и журналист Калерия Карамнова – загорелась пленка.
Пришлось перенести несколько операций.
Самоотверженные поступки
случались и в повседневной жизни. Создателю цикла детских передач Леониду
Сикоруку как-то пришлось после аварии водопровода промывать пленку в бочке
с дождевой водой. Евгений Мельников, внештатный автор НСТ с 1980 по 2000
гг., ради передачи зашел в клетку с цирковыми медведями. Режиссер Людмила
Яровенко пригрозила тогдашнему губернатору В.Мухе лечь поперек дороги,
если патриарх Алексий II не даст ей эксклюзивное интервью.
Трагикомедией можно считать любимые в народе и нелюбимые у
руководства «ляпы» дикторов, за которые новосибирским ведущим не раз
пришлось получить взбучку.
Руководство требовало безупречности от
работников телевидения: ведь у них учился народ, им верили. И не только
им, но и репортерам.
Софья
Федоровна Табаровская, редактор НСТ с 1975 по 1989 гг.
(выпускница гумфака НГУ 1967 г.),
живущая ныне в Хьюстоне, вспоминает: «Вот киоск, за углом от
Римского-Корсакова, на Титова. Здесь наша съемочная группа информационной
редакции снимала сюжет по звонку телезрителя, когда в городе начались
перебои с солью. Очереди были громадные. Сейчас здесь такое множество
киосков и гастрономов, что на выбор тебе предложат любой вид и сорт соли.
В те же, 80-е, в редакции раздавались звонки, что якобы махровые полотенца
продают с черного хода одного из универмагов, в то время, как сотни
покупателей честно стоят с утра у прилавка. Просили журналистов что-то
срочно предпринять. Теперь уже никто не пишет на телевидение письмо с
просьбой поздравить маму с днем рождения и помочь ей купить ковер на
стену, о котором она мечтает, а очередь по списку на предприятии пока не
подошла. Все это ушло в прошлое, но сами факты говорят о значимости
телевидения тех лет и о доверии к тем, кто там работал».
В музее
нашлось место даже кукольным персонажам - на телевидении работала
отдельная детская редакция.
«Детские передачи – родоначальники
телесериалов, – считает Роза Александровна, – особенно куклы, т.к. они
переходили из передачи в передачу, их обожали, ждали. Любимцем детей
города был Буратино. В Советском Союзе было много детских передач. Когда
появился московский Буратино, наши дети стали писать, что новосибирский
лучше. Наш был секс-бомб», - гордится Литвиненко.
Детской редакции
не в силах были отказать даже знаменитости. Академик Михаил Лаврентьев,
основатель Академгородка, забрался ради детей на дерево, не отказал в
общении выпускникам школы и актер Иннокентий Смоктуновский, давал
спортивные советы тренер Анатолий Тарасов.
Редактор НСТ с 1968 по
1998 гг. Валентина Новикова запомнила, как он учил ребят ходить по
лестницам, а не подниматься в лифте – ради выносливости. Серьезного
человека – маэстро Арнольда Каца уговорили, чтобы его симфонический
оркестр исполнил «В лесу родилась елочка».
Главный атрибут музея –
звуковой аппарат, на котором производился монтаж звука. Пленку приходилось
резать руками, потом все соединять. Если отрежешь не там, приходилось все
переклеивать. Монтаж сюжета занимал от полутора часов и больше. Режиссер
сидел с монтажером, потом монтажер все соединял.
«Раньше все время
произносили: «монтажно» или «немонтажно», - объясняет Роза Литвиненко. -
Ты был лимитирован, ты знал, сколько у тебя пленки и знал, что больше ее
не появится. А ведь тебе надо было записать синхрон. Приходилось точно
обозначать, что и сколько говорить интервьюируемому».
Примечательно то, что на весть об открытии музея телевидения в
Новосибирске откликнулись не только бывшие и нынешние сотрудники студии –
новыми экспонатами пополнили его и зрители.
«Мы не существуем без
нашего зрителя. Когда мы отмечали 50- летие нашего телевидения, мы
отмечали праздник не только сотрудников, но и тех, кто с нами все эти годы
работал – в том смысле, что болел за нас, смотрел наши телепередачи», - с
благодарностью произносит Роза Литвиненко.