Светлой памяти Николая Шипилова
Маленький мальчик учит двухголосие.
Он ищет его вокруг себя. Вот подул ветер, и деревья под балконом повело, заколыхало, листья шумно отозвались – двухголосие. Вот внезапный дождь упал на жестяную крышу, крыша загрохотала, вскрикнула и зачеканила равномерную партию дробной стукоты – двухголосие. Конь в огороде заржал, подняв морду, а чужой деревенский мужик закричал в ответ тарабарщину – двухголосие. Новости по телевизору рассказывает красивая быстроглазая тетя, а папа ругается на нее за то, что она продала Россию – двухголосие. Ваня щурится и представляет эту улыбчивую тетю с ямочками на щеках в базарном ряду, где стоят высокие плотные мясники в кровавых фартухах, и у него начинает кружиться голова и саднить в животе.
Мама подпевает папе про Кудеяра Разбойника [1] . Ваня слушает двухголосие и невольно сам подпевает звонким голоском. Из-за прорехи в области резцов у него получается:
Было двенашчать ражбойников,
Был Кузеяр-атаман,
Много ражбойники пролили
Крови чешных хришчиан…
Он увлекается и не видит, как за его спиной папа с мамой перемигиваются и умильно, одобрительно, влюблено поглядывают на сына. Мама поет, едва сдерживая смех – ей хочется смеяться.
Папа Вани – бас. Это он говорит мальчику: «Ваня, учи двухголосие. Ищи в себе второй голос, Ванятка… В жизни пригодится!». Папа смотрит на мальчика ясными усталыми глазами, синими и нежными, как будто прощается перед далёкими гастролями. Прежде он пел в большом-большом театре, гримировался под стариков, удальцов и генералов, наклеивал бакенбарды, ловко и статно перекидывал из ладони в ладонь перчатки, устало опирался о саблю, хромал бутафорской деревянной ногой... Теперь папа болен. Теперь папа – бас в филармонии. Концерты его редки. На них приходят лишь друзья папы и мамы. Но их так много, что в зале филармонии нет места для Вани. Ваня стоит за кулисами и смотрит, как папа поет. Вот папа берет нижнюю «ля», и зал замирает. Это мама говорит тете Оле, которая стоит тут же за кулисами: «Надо же, «ля» нижнюю, и так долго… Самоубийца…». Ваня понятия не имеет, где «ля», где «фа» – он еще мал, ему все: «ля-ля-ля». Тетя Оля, сестра папы, морщится как бы от боли и что-то отвечает, но зал рукоплещет, кричат «Браво!», и Ваня не слышит, о чем говорят мама и тетя. Он смотрит на папу и наблюдает, как лицо его бледнеет, светлеет, становится почти белым, восковым, напряженным.
В недавно купленном стареньком «пассаде» они едут в свой загородный поселок. Мама рулит осторожно, объезжая кочки, а папа – дремлет. Когда он вскидывает голову на очередной деревенской кочке, мама улыбается:
– Федя, ты всегда – Шаляпин!
Папа молча целует ей руку. Ваня едет на заднем сиденье весь в шелестящих букетах, он смотрит на родителей сквозь сощуренные ресницы и не хочет, чтобы дорога кончалась.
«Мотор гудит и шины шумят – двухголосие», – шепчет Ваня и затихает, уходя в цветочные ароматы, в блаженный детский сон.
Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил…
– гремит отцов бас на весь трехэтажный особняк. Мама подыгрывает на фортепиано, часто поглядывая на дерево в кадке, которое стоит рядом. Папа заканчивает петь, мама поднимается и рассматривает растущую огромную почку.
– Федя, кажется, это чудо будет цвести!
Это чудо выросло из зернышка, которое отец привез из Индонезии в год рождения Вани.
– Правда? Ну-ка, покажи! – Папа хватает свернутую газету, как бутафорский тесак, и подскакивает к маме, как разбойник Кудеяр.
– Вот… – Мама сосредоточенно разглядывает почку.
– Где же это? – Папа небрежно откидывает «ножом» ветки деревца.
– А вот… – Мама отодвигает «тесак» движением плеча.
– Где-где? – Папа приближает свое лицо к маминому.
– Да вот же… – слегка раздраженно говорит мама, а папа отбрасывает газету в сторону, щелкает пальцами и нежно хватает маму за носик.
Они смеются, как дети в детском саду.
– Вы маленькие, что ли, да? – Ванечка сурово, покровительственно смотрит на них. – Я уже давно хочу оладушек, а вы все хохочете…
– Эх, ты, солдатик-конопатик, – папа берет его на руки и несет в кухню. Мама весело поет про Кудеяра, разогревая звонкое масло на сковороде.
– Мама поет, масло шипит – двухголосие! – Говорит Ваня папе. Тот прижимает ладонью его соломенные кудри:
– Молодца, Максимка…
– Я не Максимка, папа.
– Все равно молодца…
Папе завтра срочно уезжать в далекую Сибирь, а мама его ругает.
– Куда, куда ты едешь? Тебе лежать в больнице надо, а тебя все куда-то несет. Дай мне хотя бы спокойно родить – и едь, куда вздумаешь!
– Ира, милая Ирочка… Я не хочу ехать и сам, но… Меня опять зовут! Я же должен в конце концов вас кормить – и тебя, и Ваню, и будущего ребенка… И еще – я себя отлично чувствую! У меня как будто открылось второе дыхание!
– Смотри, чтобы первое не сперло, – тихо, обиженно говорит мама и уходит в комнату. Ваня бежит за ней. Она плачет навзрыд, прижимая его к себе.
– Мама, ну не плачь ты… – Ваня – не девочка, он стесняется нежностей и вырывается из теплого, мягкого маминого плена. – Он споет там про Кудеяра разбойника один разик и вернется домой, вот увидишь...
Папа пообещал привезти ему новенький камуфляж и фонарик.
– Фонариков тебе мало… – Говорит только мама, утирая слезы, успокаиваясь.
– Береги маму, – говорит папа, стоя перед дверьми поезда. Проводница зябко кутается в темно-синее пальто-китель. Внимание мальчика приковывает нагрудный знак.
– Фро-ло-ва Е-ка-те-ри-на… – Читает Ваня.
– Мамочку люби, никому не отдавай, – шепчет ему отец, щекоча ухо родными усами. – Все, что ни скажет – выполняй, как я. Ей нельзя волноваться, друг. Понимашь?
– Понимашь, – отвечает Ваня. – А маме что ты привезешь? Привези ей еще какую-нибудь семечку, а то тот бутон я оторвал и порвал… – шепчет он отцу в самую ушную раковину.
– Зачем, друг?
– А, – машет он рукой. – Хотел посмотреть, что там внутри, какого цвета…
– А, понятно, – отзывается отец, подмигивая проводнице и маме одновременно. И шепчет Ване: – Я привезу ей аленький цветочек…
– О! Отличная индея!
– Индейка что надо, – отчего-то грустно смотрит папа. – А что там было внутри?
– Перышки такие зеленые, не интересно совсем.
– Индейские? – Спрашивает отец и прижимает к себе Ваню, с нежностью ощущая под ладонью острые детские лопатки. Мальчик повисает на плече отца и горестно вздыхает.
– Ну… Матросы не плачут, – отец решительно ставит Ванечку на перрон.
Мама крестит папу и целует его в пышные усы.
– Мы все трое тебя очень любим и ждем. Езжай с Богом. Привет Сибири.
Папа незаметно, суеверно гладит ее по животу, по волосам и целует в прическу. Когда поезд скрылся за веселыми красными огоньками, прогудел и просиял в звездно-фонарной дали, мама щелкнула замком сумки и достала носовой платок.
– Пошли, дружок…
«Сумка щелкает, мама говорит – двухголосие», – заметил Ваня.
Мама молится за папу, грузно встав на колени. Ваня – рядом, лепит из пластилина гуся.
– Скорый в заступление един сый, Христе, скорое свыше пошли исцеление страждущему рабу Твоему…
– Мама, а за больных надо молиться Панцелителю? – Мама – молится, не отвечает, утирает глаза платочком. Ваня – продолжает рассуждать. – Хорошо у него просить о здравии. Чтоб наши все были здоровы. Он больным помогает, да? Мама, а кто твой любимый святой? Мой – папа. Он праведный? Тетя Оля говорит, что мой папа – праведный. А ты – праведная? А ты – святая? А у тебя есть нимб на голове? А где он?
– Ванечка, ну что ты говоришь… Слушать страшно.
– А почему страшно, а?
Мама продолжает молиться:
– Наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяяй низверженныя…
Помолчавши с минуту, Ваня просит:
– Мама, а полепи со мной, а? – И тут же вспоминает, что у мамы для этого слишком длинные и красивые ногти. – Мама, покажи твои ногти. А, ты ногти выращиваешь… Ты их вообще стригла в этом году?
Мама смеется долго и хорошо, ойкая и держась за огромный живот.
Папа не вернулся из этой поездки живым. Его похоронили на сельском кладбище, высоко над их поселком. Когда прибыл с багажом чемодан в зеленую клетку, в нем мама нашла камуфляж на вырост и желтый китайский фонарик для сына. В синей ароматной коробочке таились два хрустальных лебедя на зеркальном озере. «Это ведь мы с ним», – заплакала мама и поставила лебедей себе на полку. Она бы еще долго плакала, если бы не подала голос Настенька в своей крошечной кроватке, требуя маму и ее тепла.
Вечером, уложив Настю спать, мама задумалась у окна кухни. Ваня допивал свой чай. Фонарик лежал рядом на столе, между хлебницей и сахарницей. Теперь он должен был беречь маму и за себя, и за отца.
– Мы больше никогда не споем с папой, Ванечка, ах, как это больно… – тихо, горько сказала мама. – Нет больше таких людей на земле, сынок. Нет такого голосов, таких глаз, такого сердца… – Она посмотрела на сына, такого еще маленького, тоненького и сказала голосом доброй феи: – Он теперь в раю. Ему там ничего не болит. Оттуда он нас любит еще больше, сынок…
Ванечка сходил в детскую, принес кассету с голосом отца и включил магнитофон. Дом наполнился мягким, бархатным басом отца:
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим…
– Пой, мама, – сказал сын. – Двухголосие, понимаешь?
И мама заслушалась, задумалась и тихонько запела, вторя отцу.
Валерьяново, 28 октября 2006 года
[1] В рассказе использованы отрывки из Сказа о Кудеяре-атамане Н.А.Некрасова, содержащиеся в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января 1878 года, оставив поэму неоконченной. (Прим. авт.)
Татьяна Дашкевич