<Источник> |
Смилуйся, матушка песня!Дашкевич Т.Н.
1. СЕКРЕТ КАЛУЖСКИХ КОСАРЕЙ Одним из последних жарких лет довелось побывать в живописном Карельском крае. В доме творчества композиторов Сортавала за тем июлем отдыхали прекрасные люди, славные наши музыканты, и среди них — почти великий уже Серафим Туликов. Год был для него юбилейным — в августе композитору исполнялось 85. Каждый день он с женой, всегда юной для него Сонечкой, неспешно подходили к высокому крыльцу столовой, бывшего дома усадьбы Маннергейма. Муж и жена, поддерживая друг друга, поднимались к столу, а после — отдыхали внизу, на скамейке. Ниже простирался по-северному величественный Ладожский залив, по-своему шептали древние сосны, цвели огромные карельские ромашки. В такие минуты Серафим Иванович бывал особенно настроен на разговор. Так, провожая взглядом рыбачий катер, помнится, он обмолвился о том, что вырос в крестьянской семье, воспитывался, как обычный деревенский мальчик. В семье не было разговоров о музыке, и уж подавно не могло быть рояля, но пели отец и мать, да и вся многочисленная родня. Мальчонкой он ходил за гусями, собирал в лугах щавель, и заслушивался многоголосым пением косарей. Позже, выучившись, прославившись, он никак не мог отделаться от попытки добиться самому, повторить ту полифонию, какой достигали в своем полуденном пении деревенские косари. Но приблизиться к ней не мог. И теперь, постарев, он слышит их хор, когда глубоко задумается или задремлет, как нечто высшее, нерукотворное. В чем же загадка полифонии калужских косарей? Не в том ли метафизическом факте, что пели в тот миг не только косари в калужской губернии, но и в тульской, и в тверской, и в ростовской, возвращаясь с покоса по всей родине, пел весь народ, и полифония эта была всенародной. Как ангел есть не только у каждого человека, но и у деревни, города, государства, народа, так и песня есть — у народа. И трудно ее спеть отдельно, только для себя. Так было столетия тому назад, так и есть, и будет, и от этого — так легко и весело на душе, и покойно. Поешь ты один-одинешенек "Во поле береза стояла..." — и миллионы уст из прошлых столетий вторят тебе так же задушевно. Выпеваешь более позднюю "тонкую рябину" — и те же миллионы уст и сердец с тобой. Как хорошо! Но так ли хорошо у нас сегодня с нею, матушкой песней? Песни надоели, а может, народ оскудел, но поет в доме нынче чаще всего телевизор. Большинство семей праздники встречают перед телевизором — смотрят, как поют чужие, заведомо "усыновив" этих чужих совместно с полунагим кардебалетом. И приторное "зайка моя", вязкое "малыш, ты меня волнуешь", низкое "хулиган, тяжелый, как рояль", припевают вместе с любимцами своими пожилые мамы и бабушки, которые всегда для нас были образцом нравственности и воспитания. А если это не так, и "голубой повелитель" не правит бал в вашем доме — значит, мы еще не вымираем. И есть тогда, о чем поговорить.
Не хочется устраивать на страницах портала сравнительный анализ песен
современной эстрады с прежними. Вы легко можете сделать это сами. Замечу
только, насколько прикровенно, красиво звучат в старых наших песнях тайны,
мечты, судьбы. "Как бы мне, рябине, к дубу перебраться..." — ведь понятно,
что речь идет о девушке, влюбленной девушке, которая стыдится открыть свое
чувство, и есть там какая-то тайна, которую даже себе не открыть, и оттого
она готова "век одной" остаться. Или песня "Шумел камыш", которая так
прочно вошла в ранг мещанских, пошлых, пустоватых. Какой трагический
мотив, глобальная грусть! Не только "возлюбленная пара" — природа вышла
из-под контроля, гнутся деревья, как камышиные стебельки, кромешная
темнота ночи. Врать нельзя, но вот уже и ложь готова: " а я скажу — в саду
гуляла, домой тропинки не нашла..." Мир рухнул, грешная любовь затмила
все, " а без тебя я через силу уж по земле сырой хожу". И "сырая земля"
здесь не случайна — в моменты отчаянья все, что с нею связано, кажется
таким близким. ...Или песня Семена Стромилова "Лучина" — почему так ее называют? Лишь в одной строке упоминается она: "Догорай, моя лучина, Догорю с тобой и я". Но как поется эта строка! Это — крик души, почти молитвенный, крик одиночества. Лучина здесь — не щепочка в плошке с маслом, а жизнь, которая кончилась со смертью милой. И так понятны нам эти песни, эти крики души, так они необходимы, роднее родного. И так привычны нам эти ребусы, и разгадываем их легко, а то и не разгадываем, упиваясь ими, как жаждущий — прохладным сладким вином. Вот вспоминаю самые разные песни, и каждая — как сестра родная, для каждой хочется найти ласковое и громкое слово, вытащить ее из временного забытья. 3. ОТ КАТОРГИ ДО КОЛЫБЕЛИ
Вот пишу я о русской песне, а за спиной чувствую железный зрачок скептика. Он все толкает меня будто и шепчет: что ты несешь, какие песни, уже давно никто не поет, есть только такие заскорузлые "староверы" как ты, а их единицы на этой земле — "и прочие безумные глаголы " слышу я за спиной. Я этому наглому голосу начинаю верить немного, но возникают передо мною иные картины, совсем иные, и мне кажется, что все по-старому, и песня жива, и она нужна, и поется... Всего-то пятнадцать лет тому назад пели мы в общежитии Литературного института. Сперва начинала студентка-сочинительница, а все слушали. Голос ее был слышен на полтора этажа, и постепенно в комнату набивался не один курс студентов. Слушали. Песни были душещипательны, напоминали сентиментальный романс. Кто-то уже подпевал, кто-то быстро записывал слова. Наслушавшись — а может, песни кончились, — начинали петь романсы на три голоса три однокурсницы-поэтессы — Лена Зуева, Наташа Никишина да я. Народу приходило все больше. Журчало "Свитэ тэрэнь", "Не уходи, побудь со мною", "Отговорила роща золотая". У "Муромской дорожки"подключались робкие голоса. Потом гитара переходила в мужские руки — "Про Кудеяра разбойника", "Среди миров в мерцании светил" Анненского, "Деревянные костюмы" Высоцкого, Окуджава, Кукин. "Горит свечи огарочек" Фатьянова — снова вступают голоса пошире. Гитара в женских руках: "Стаканчики граненые упали со стола...", "Скатерть белая" — кое-кто уже пляшет, вступает смешанный "цыганский" хор. Все поют песни Николая Доризо: "Давно не бывал я в Донбассе", "Одинокая гармонь", "Любовь и разлука". Задушевно выпеваются стихи Фатьянова: "В городском саду играет...", "На крылечке твоем", бодрее — "Мы, друзья, перелетные птицы", "На солнечной поляночке"... Да разве все перечислишь! Заходил веселый и лиричный Николай Шипилов, пел свои песни целым блоком, а его просили, ловили за гриф-рукав: "После бала"! "Дурака и дурнушку"! "Пехоту"! "Самогонщицу"! "Анну"! "В этом тихом коридоре"! Он быстренько-быстренько выполнял, потом хотел курить и выбегал в коридор. Ему кричали: "Кури здесь, только не уходи – пой"! А тут уж на голоса подтягивался красивый романтик Борис Головин и упоительно пел своих "Шмеля", "Бабу Клаву", "Жилую гитару"... После них под бледный аккомпанемент гитары хорошо шли военные, походные и патриотические: "Над границей тучи ходят хмуро...", "Там вдали за рекой...", "Дан приказ ему на запад", "Любо, братцы, любо", "Солдатушки, бравы ребятушки", "Нас извлекут из-под обломков", "Враги сожгли родную хату...", "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина". Нам воистину передавался дух благородной отваги и солдатское чувство родины, царя и отечества ... Брезжил рассвет а у нас разливалось "Славное море — священный Байкал". Гитара стояла уже далеко на задворках, мы плыли "Вдоль по Волге-реке", плыли и пели акапелла, пели все, забывая, что наверху живут слушатели высших литературных курсов, взрослые, а то и пожилые дяди и тети-писатели. Они занимались физкультурой, соблюдали режим, творили литературу народов СССР. Случалось, они приходили, просили: — Эх, не хотелось бы ругаться, славно вы поете... Но уже светает, спать хочется, ребята... Ну, спойте что-нибудь тихое — и расходитесь, а? — И сами оставались петь. Хорошо. Пели "тихое" "Как ныне сбирается вещий Олег" так, что ребра болели от напряжения. Стучали по батарее соседи, в тишине гудела в ответ невостребованная гитара. Тогда брали обиженную гитару и тихонько, как в оккупированном лесу, выводили "Эх, дороги" любимого мастера-преподавателя Льва Ошанина. Разве можно это забыть? Разве можно забыть эти песни? Разве случайность — то, что мы, старшему из которых не было и тридцати, а младшему — двадцати, знали их, любили. А кто не знал — учил их тут же, слушая и запоминая. Там были не только славяне — татары, якуты, казахи, туркмены, евреи и даже представители далекой знойной Африки, люди из разных краев, различных наречий, по-разному воспитанные и плохо понимающие по-русски. А один шри-ланкийский поэт отпустил украинские усы, да так и остался в России, навсегда сраженный нашим балладно-былинным "Черным вороном". Ему казалось, что лучшего света на земле уже не найти. Недавно по телевизору была передача о Святом Афоне. Показали монаха, грека, который шел по своим делам и остановился, узнав, что киногруппа — из России. На хорошем для иностранца русском он сказал, что любит русских и Россию за песни. Вдруг запел:
5. НАШ КАПИТАЛ Так что, если в древнегреческой пирамиде искусств выше всех стоит музыка, следующей — поэзия, то в русской пирамиде, если ее мысленно выстроить, вершина принадлежит песне. Поистине трудно отыскать у нас человека, который не поет, и отсутствие слуха встречается в нашем народе редко. И если поют наши современники пустоватые нынешние песни, перешедшие в их уста от телевизора — так это от неистребимого желания петь, которое в крови у нас. И пели, и будут петь. И среди нынешнего словесного и музыкального сора, наверняка, блеснет что-нибудь истинное, и останется. Появляются шедевры и в наше время. Песня Николая Шипилова "После бала" двадцать лет кочевала из уст в уста, была нужна, оставалась в памяти людей. Так она постепенно стала народной, и, будучи услышанной исполнителем Дмитрием Маликовым, полюбилась и ему. Певец включил ее в свой репертуар, как песню неизвестного автора, с такими словами даже диск выпустил, но все же искал — и нашел автора. А песня живет сама по себе, она меняется, странствует, преображается, отпущенная на волю. Наши песни удивительно лиричны, глубоки, таинственно притягательны. Но в них есть еще одно выдающееся качество. Николай Доризо заметил, что, если вспомнить русские песни в хронологическом порядке — то можно проследить весь ход истории России. Вся история страны сконцентрирована в песнях. И музыка, и стихи русские всегда были эпохальными. Как-то ехала я в электричке, и попала в вагон, где много было мобилизованных ребят. Бритоголовые, с розовыми личиками, вчерашние одиннадцатиклашки вразвалочку выходили в тамбур курить, вели себя, "как взрослые". Расчехлили гитару, запели кое-что из "Мумий-тролля", Гребенщикова, "дворовое". Погрустили, повздыхали — ведь куда пошлют, никто не знает. "А давайте, русскую споем," — предложил парнишка, и начал:
6. ЗАПЕВАЛЫ, ПЕВЦЫ И ФАНАФЫРФЫ
Пение облагораживает. Бывает, некрасивый человек запоет — и преображается, "засветится" изнутри, так что и влюбиться можно, и голову потерять. И наоборот — очаровательный человек споет дурную песню — и что бы он ни делал после этого, как бы себя не преподносил — нет к нему расположения. Среди певцов встречаются удивительные люди, уникальные таланты. Мой папа еще мальчишкой ходил на танцы. Те, кто постарше, бродили по деревне с гармошкой, захаживали в хаты, пели, танцевали. А такие подростки, как мой отец, гармошки еще не имели, лоску молодежного пока не понимали, так у них был... Фанафырфа. Деревенский пастушонок, такой же мальчик, как и его сверстники, да еще и беднее их. Он умел "на языке" сыграть любой танец — и фокстрот, и танго, и "русского", и вальс, а польку да кадриль — так это уж запросто. Идут за Фонафырфой, собирают ему скудное вознаграждение — яйца, огурцы, лук. Он становится в сторонку, и заводит:
Говорят, музыкантом он не стал, работал в колхозе, никуда не уехал. Мало ли таких талантов сегодня? Об этом красноречиво говорит телепередача "Играй, гармонь!", которую, не побоюсь этого слова, героически выпускали братья Заволокины, и продолжает Анастасия. Их "Играй, гармонь" все америки прошла, короны не уронила. И во время, когда передачи не было, а подменила ее подделка "Семеновна", даже те, кто не был ее постоянным поклонником, ощущали некую пустоту и — паузу. Но умер человек — и в стране не нашлось денег на подобную передачу. Многие боялись: неужели пауза затянется? Слава Богу, не перевелись в земле Российской спонсоры с национальным достоинством! И гармонь любимая вновь в строю. Посмотришь "Играй, гармонь" — и поймешь, что поют-то по всей России. Поют, поют, меха растягивают, на балалайках играют, без аккомпанемента стараются, детишки тут же вторят, только места меняются, а люди-то — везде те же. И вспоминается свое. В нашем поселке тоже пели. На горе жили Смоляки. Смолячиха была такая веселая, бойкая. Выходные — все дома, в огородах копаются, а она выносит на улицу аккордеон — и поет:
Выше горы был военный городок. Субботу можно было распознать по тому, что оттуда доносился солдатский хор:
Дети удивительно чувствительны к песне. Как-то с племянницей лет семи я пошла записывать пожилую певунью. Увлекшись старушкой, я забыла о девочке, которая тут же тихонько сидела. Моя знакомая поет разное — церковное, народное, дошла до сентиментального романса. Вдруг вижу — Аленка плачет! "Что с тобой, Аленка?" — "Жалко девушку — и мама умерла, и папа умер, и жених плохой", — плачет в голос... "Да это же песня, неправда, понимаешь? Как сказка". Плачет, не унимается. Пришлось прекращать запись, вести ребенка домой.
Пласт духовных песен, кант и псальм, увы, почти утерян. А вот моя прабабушка, рассказывают, пела только духовное, она была человеком строгой нравственности. Но записать за ней, к сожалению, никому в голову не пришло. То, что мы более-менее знаем — это "Песня о Кудеяре разбойнике", написанная самим Некрасовым. Конечно, у каждой песни есть автор. Но, когда поешь ее, это не так важно. Православные часто сознательно скрывали свое авторство, боясь гордости, как огня. Потихоньку возрождается миротворная духовная песня. И дитя чувствует ее райскую красоту:
Много песен редких и почти забытых. Подумалось — почему бы нам не открыть свой музей песни? Дабы сохранить уходящие песни, не давая им исчезнуть. Есть такие песни, которые поются только в одном селе, или в районе, или семье. Есть такие неравнодушные люди, которые собирают песни. Поэт Александр Денисенко из Новосибирска, например, давно начал это делать. Сперва он вырезал из газет тексты и ноты — помните, песни печатали во всех газетах и журналах? Собираясь идти на застолье, он клал во внутренний карман эти маленькие вырезки. Когда в пении возникала заминка, кто-то не знал слов, он искал нужный текст и протягивал нуждающемуся. Можно это делать всем миром. Протяните нам те редкие песни, которые сохранились в вашей семье. И вот, наконец, мы добрались до главного — до семьи. Именно в ней растет тот или иной куст замечательных русских песен. Там он одичал и требует облагораживания, здесь он цветет круглый год... Наши семейные встречи без песен просто не помышляются. Всегда приезжали голосистые папины сестры, тетя Мария с Волги, тетя Нина из Германии, тетя Зина из Киева, тетя Рая — геолог из Магаданской области. Начинали всегда с любимой песни моего деда-фронтовика:
Ну просто невозможно нам не петь Помню девочку из моего детства, которая ранним утром с балкона громко, весело и торжественно пела: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!". Может, девочка та себя представляла артисткой. Вероятно, она думала и о том, что всем пора просыпаться, идти на работу, трудиться на благо Родины. И сегодня слышу я ее звонкий голосок, и хочется немного перефразировать слова замечательного духоподъемного гимна: Вставай, страна огромная, вставай и снова – пой! |
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru |