5 марта - 85 лет со дня рождения Алексея Ивановича Фатьянова
Приближается славная дата - 60-летие нашей Великой Победы. Каждый солдат Отчизны внёс в этот народный подвиг свой посильный вклад, но были творцы Победы, которые сражались на двух фронтах - боевом и духовном.
Глава города Вязники на Клязьме - поющий мэр, как его называют, - Евгений Виноградов, обращаясь к гостям одного из самых задушевных праздников в России, не устаёт напоминать, что Алексей Фатьянов - единственный из поэтов, награждённый боевой наградой не только за атаки, но именно за песенное творчество. И в этом - высшая справедливость. С его песнями бойцы поднимались в атаку, с его песнями отдыхали душой. Может, и не озверел русский солдат ещё и потому, что пел на привале у костра, в землянке такие песни, как "На солнечной поляночке", "Где ж ты, мой сад", "Горит свечи огарочек"... Да разве всё фатьяновское перечислишь!
Две загадки не дают покоя и заставляют размышлять над простыми, казалось бы, строками: в чём же их суть и сила и почему подобных песен, уходящих в народ, не появляется сегодня?
Философ и богослов русского зарубежья Георгий Федотов писал: "Начиная с 80-х годов (XIX века - А.Б.), когда начался еврейский исход из гетто, обозначилось теснейшее слияние русско-еврейской интеллигенции не только в общем революционном деле, но и во всех духовных увлечениях, а главное, в основной жизненной установке: в пламенной беспочвенности". В наши дни пламенная беспочвенность сменилась рациональной и агрессивной беспочвенностью шоу-бизнеса и русофобских СМИ. Не только жизнь с её потрясениями национальных основ, развенчиванием вековых нравственных ценностей, но сами формы бытования наиболее массового жанра поэзии - песни просто не дают ни малейшего шанса проявиться таланту, если не фатьяновского уровня, то хотя бы - фатьяновского направления. Характерно, что русской песней стали называть фольклор, народной - этнографические записи. Самоучек, малограмотных создателей псевдонародных виршей величают народными поэтами. Всё в этом тончайшем и сокровенном жанре - не так!
Письмо с фронта. Художник А.И. Лактионов |
Истинно народный поэт Алексей Иванович Фатьянов долго представлялся в советской критике просто как песельник, выходец из слободы, из глубин народа. Да из самых его глубин, но каких! Дед поэта по матери - Василий Васильевич Меньшов вышел из крестьян, но стал европейски известным экспертом по льну, мог на ощупь определить не только качество льна, но и сказать, где он выращен, в каком месяце собран. Это особенно уместно вспомнить сегодня, когда Россия утратила большинство посевных площадей, культуру обработки, уступает по производству льна не только Бельгии, но и соседней Беларуси. Ну и мастеров такого класса, как дед поэта, поубавилось: руки берёг, грубой работы сторонился, перчаток никогда не снимал. Аристократ!
Другой дед - Николай Иванович Фатьянов владел в Мстёре меднопрокатной фабрикой и иконописными мастерскими. Приданое родителей молодые Фатьяновы после венчания увезли в Вязники на двенадцати подводах.
Очень скоро Иван Фатьянов встал на ноги, выстроил двухэтажный дом в самом центре Вязников (сейчас в нём создан единственный в России Музей песни XX века). К 1914 году у него были кинотеатр, богатая библиотека, собрание музыкальных инструментов, которыми пользовался весь город. В отличие от "новых русских" Иван Николаевич был безотказным благотворителем.
После 1917 года всё имущество "Торгового дома Фатьяновых" было, конечно, национализировано, но хоть самих-то не выслали, слава Богу. Потому-то и родился Алёша в доме деда, в слободе Малое Петрино. Во время НЭПа власти предложили Фатьяновым собственный дом в центре взять в аренду, и жизнь торговая и культурная снова пошла своим чередом. Как и все дети в семье, Алёша получил прекрасное воспитание, был обучен музыке и пению. Композиторы-соавторы потом удивлялись, что порой Фатьянов давал стихи для песни с канвой готовой свежей мелодии. Самородок, но какой огранки!
Советская власть тоже не обидела талантливого сына нэпмана. Он переехал в Москву, поступил в театр-студию, стал актёром Центрального театра Красной Армии, потом солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски, куда его устроил друг и уже соавтор - гениальный композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой. В 1947 году поэт участвовал в знаменитом 1-ом Всесоюзном совещании молодых писателей.
Вехи биографии и судьбы выдающегося поэта-песенника пересказал я для того, чтобы развеять расхожие представления о том, как являются таланты из гущи народа, будто сваливаются с неба. Они и впрямь даруются, как чудо, но гранятся жизнью, традициями, образованием, добрым окружением, самовоспитанием. Они - знатоки национального бытия, родной культуры, глубинного мировоззрения своего народа, потому-то являются народными в аристократическом, пушкинском смысле этого гонимого ныне понятия. Нынешней попсовой беспочвенности и пустоте противостоит истинно народный поэт Алексей Фатьянов!
И это всякий раз доказывает очередной Фатьяновский праздник в Вязниковском районе, в городском саду, где играет духовой оркестр - "На солнечной поляночке". Доказывает не только стихами и песнями самого великого сына Смоленской земли, но и творчеством тех, кто приезжает к нему, как к живому, в гости - от народных артистов России до молодых поэтов и бардов. Вот уже несколько лет вручается премия имени Алексея Фатьянова за верность его песенным традициям, за бескорыстное служение истинно народной песне. Минувшим летом впервые побывал на празднике прозаик Владимир Крупин. Он вышел на сцену и со слезами на глазах сказал: "Ну, думал, уже не смогу ни в кого и ни во что влюбиться. Но нет - попал на ваш праздник - и влюбился в Вязники. Только здесь до конца понял, почему таких песен, как у Фатьянова, таких праздников, просто боятся на телевидении. Спасибо, вязниковцы, что здесь, в центре России - центр спасения России!"
В марте земляки поэта скромно, по-домашнему отметят 85-летие поэта, а на праздник Казанской иконе Божией Матери - покровительницы бывшей царской слободы Вязники - снова грянет фатьяновский праздник, 31-ый по счёту. Но праздники над Клязьминской излучиной уходят в историю, а песни Фатьянова - продолжают звучать над Русской равниной. Нелёгкие времена она переживает, неласковыми ветрами овевает своих сыновей, но как не согласиться со стихами одного из лучших её песнопевцев:
Россия, Россия, Россия,
Мы в сердце тебя пронесли.
Прошли мы дороги большие,
Но краше страны не нашли.
Да, для нас нет ничего краше её не только потому, что нет у нас двойного гражданства, особняков и футбольных клубов в Лондоне да Тель-Авиве, а просто потому что - Россия...
Как писал изысканный европеец Иван Сергеевич Тургенев: "Космополитизм
- чепуха, космополитизм - нуль, хуже нуля, - вне народности ни
художества, ни истины, ни жизни - ничего нет". Вот этой наглой
космополитической мертвячине и попсовой пустоте, что хуже нуля,
и противостоит доныне своей песенной поэзией истинно народный
поэт Алексей Фатьянов!