Для своего окружения она до последнего дня оставалась Машей. Смеялась, что с отчеством еще успеет пожить. Ее внутреннее ощущение было на Машу, а не на Марию Викторовну. По отчеству ее величали разве что врачи в больницах, и то при первом знакомстве…
|
|
Врачей в последние 10 лет жизни кинорежиссера Марии Халиной было много. Здоровье утекало, как песок сквозь пальцы. Она катастрофически теряла зрение, с трудом передвигалась… Ее оптимизма, однако, могло хватить на десяток здоровых и полных сил. Несмотря на болезнь, писала творческие заявки и в отсутствие денег снимала фильмы на видео. Потом вместе с мужем монтировала их дома. Муж Валерий Халин — легенда сибирского кинематографа, телеоператор, соратник, единомышленник. О семье Халиных и истории становления сибирского кино Владимир Эйснер снял фильм «О тех, кто курит, пьет и матерится». Картина обошла экраны многих фестивалей мира. |
— Самое главное в моих фильмах — моя душа, — «презентовала» себя Маша. — Нерасплеснутая, никому толком не отданная. И все мои фильмы — полупоэтические, полулирические — это не кинохроника, а хроника моей души…
Героями ее картин становились люди
самые разные: ее мама Евстолия
Никоновна («Командировка к маме»),
Валерий Халин («Записки провинциального
оператора»), художник Сергей Мосиенко («Потоп»),
бард Николай Шипилов
Ее последним фильмом стала документальная лента «Под луной». По первоначальному замыслу картина должна была называться «Встречи под луной» и иметь достаточно узкую социальную направленность. «Мы сейчас уже не гуляем под луной, не катаемся на лодках, не целуемся в подъездах. Потому что нас там долбанут по башке! Вот до чего мы дожили. Выпускной бал проводится взаперти… И я хотела снять фильм о том, что наступят времена, когда все вернется, и мы снова будем встречаться под луной», — делилась она первоначальной идеей со сценаристом Валерием Мельниковым.
Но в процессе работы ее замысел
претерпел серьезные изменения: «Я ушла
от этих поцелуев в подъездах, а пришла
к тому,
Из всех времен года Мария Халина более всего любила осень. Об осени она говорила почти белыми стихами: «Смягченные краски, теплые тона, туманы, закаты и рассветы — они особые, как подготовка к великому обновлению природы. Кленовый лист на мокром асфальте — могу любоваться этим бесконечно. Я очень остро это чувствую».
Она ушла из жизни в один из первых осенних дней — 5 сентября. Скончалась в реанимационном отделении областной больницы, не приходя в сознание после операции…
Завтра, в последний день фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», будет показан ее прощальный фильм «Под луной». И будет звучать с экрана ее любимая музыка, напоминая об ее таланте, ее воле к жизни и ее неугомонной душе, подтверждая ее правоту, что нет в этом подлунном мире ничего более прекрасного и вечного, чем любовь…
«Художник может творить только в состоянии влюбленности…»
Т.Н.Дашкевич - t.dashkevich@tut.by |