Общероссийская газета |
http://www.chslovo.com/include/output_articles.asp?id=38952 Ирина Ульянина: «Не могу видеть мужских слез!» |
Новосибирскую
писательницу Ирину Ульянину знают уже практически все новосибирцы — каждый
выход ее новой книги становится заметным культурным событием. Однако
теперь пора скромной провинциальной славы прошла: Ульянина стала первой
писательницей из Новосибирска, чьи романы, выпущенные в авторской серии
издательством «Центрполиграф», презентовались на XIX Международной книжной
ярмарке в Москве | |
№ 44 (510) 1.11.2006 |
Этому событию
сопутствовали фотосессия, серия интервью в журналах, газетах и
интернет-порталах, выступлений на радио, ТВ и в книжных магазинах столицы. А
вскоре в эфире «Радио России» состоится премьера спектакля по роману Ульяниной
«Все девушки — невесты» в исполнении питерских актеров. Сама же Ирина сейчас
готовится принять участие во Всероссийском книжном фестивале, который с 17 по 19
ноября пройдет в Новосибирске.
— Ирина, вам было приятно
участвовать во всех этих московских акциях или вы испытали легкий шок? Вообще,
как относитесь к новому подходу раскрутки писателя, когда становится важно не
только то, что он пишет, но и его харизма, внешность, темперамент,
остроумие?
— Выступать для меня априори трудно, поскольку я не
актриса, писать мне проще, чем говорить, существовать публично. Но это
совершенно естественный процесс, таковы законы рынка. Ведь даже в резюме при
приеме на любую работу уделяется внимание такому параметру, как «презентабельная
внешность». Быть необаятельным и непривлекательным как бы
неприлично.
— Теперь у вас есть слава, деньги, любимая работа...
А о чем вы мечтали в юности, собирались ли стать писателем или
журналистом?
— Ну насчет славы и денег вы, конечно, сильно
преувеличили: книгами много не заработаешь, если ты не Донцова и не выдаешь
коммерческие тексты в промышленных объемах... (смеется). В детстве меня
привлекали сугубо простые женственные профессии — парикмахерша, продавщица
духов, портниха. Но, естественно, я много читала, в том числе и ночью с
фонариком под одеялом, благодаря чему ношу очки. А мама возила меня на встречи с
писателями и поэтами. Илью Лаврова, Геннадия Карпунина и многих других наших
мэтров помню, как живых, все они вызывали у меня большой пиетет, казались
небожителями, так что и в голову не приходило им подражать.
—
Скажите, из чего складывались ваши первые книги, как получилось, что вы стали
писать про девушек?
— Такое уж локальное сознание — меня ничто,
кроме юных чувств, красоты и нежности, не интересует. То, как я придумала первую
трилогию романов о девушках — трех подругах, уже стало легендой, настолько часто
ее рассказывала.
Унылым осенним утром ехала на работу в дребезжащем трамвае,
где ржавая жесть вместо стекол, среди озлобленных, бедных и бледных пассажиров.
Чтобы отгородиться от отвратительной реальности, стала вспоминать любовные
истории студенческой поры. И захотелось написать о том, что происходит с
сегодняшними людьми под воздействием любви. А потом выяснилось, что есть немало
желающих читать сентиментальную прозу.
— Как вы считаете, ваши
книги будут востребованы лет через 50?
— Если честно, мне это
безразлично, поскольку через 50 лет меня самой не будет.
— Но,
возможно, есть такая тенденция: нам нужна «временная, сиюминутная проза», а
авторы вроде Кафки, Булгакова или Оруэлла — это уже история и наше время не
подразумевает их существования? Поспорьте со мной, если не
согласны.
— Безусловно, классики были, есть и будут, их
достоинств никакое время не нивелирует. Но вы же сами понимаете, что мы сейчас
все живем, как белки в колесе, — в дикой суете, когда действительность мелькает
перед глазами в безумном ритме и не успевает отпечататься в утомленном мозгу.
Меня сейчас палкой не заставишь читать, например, медлительного Теккерея или
Диккенса, а в юности я ими упивалась, как и прочими англичанами. Да, обязательно
нужна сиюминутная проза — и развлекательно-релаксационная, и серьезная, дающая
некую духовную опору и ответы на сегодняшние вопросы. Потому что у литературы
много социальных функций, помимо сохранения и развития языка. Не думайте, Оля, о
бестселлерах свысока — если они существуют, значит, они реально
востребованы.
— Я слышала, у вас есть и серьезные,
«монументальные» произведения, которые вы прячете от широкой
«публики»…
— Нет, как раз ничего монументальнее романов я не
создала, но имею кучку неизданных новелл, которые читали только близкие друзья и
высоко оценили. Они в самом деле обладают объективными литературными
достоинствами — там особая энергетика, парадоксальные метафоры, смысл сокрыт в
самом ритме. Публиковать такое негде, о чем я, собственно, и не тужу. Просто
время от времени ставлю перед собой непосильные задачи по части выразительности
языка и испытываю колоссальное удовлетворение, если с ними справляюсь. Когда
текст удается, возникает ни с чем не сравнимое ощущение воспарения. Я по этому
поводу шучу: хороший массаж лучше плохого секса, а главное, из-под него выходишь
не испачканной. Вот писать рекламу — это для меня и есть «плохой секс» без
любви.
— Ирина, журналисты с вами часто общаются как с
психологом, спрашивая о взаимоотношениях мужчин и женщин. И вы здорово отвечаете
— прямо специалист! Откуда у вас столько знаний и мудрости?
—
Да это не знания, а, скорее, богатый жизненный опыт и интуиция. И вообще,
советовать не трудно. Вот если бы я своей жизнью как-нибудь умно распорядилась,
а то ведь с точностью до наоборот... Например, знаете, как я выходила замуж? С
отцом старшей дочки мы были знакомы ровно 17 дней, прежде чем подать заявление в
загс. Поступила так потому, что этот пижон плакал и клялся, что жить без меня не
будет, хотя в то время у меня был другой, очень достойный, психически
уравновешенный жених, который не плакал, а просто заботился, очень по-мужски
опекал на каждом шагу. И второй раз я пренебрегла прекрасным, умным и богатым
женихом, среди зимы ежедневно приносившим живые цветы, буквально из-под его носа
улетев в Ригу к малознакомому, в сущности, латышу. Угадайте, почему? Ну да,
латыш тоже плакал!.. А я ужасно жалостливая. Папа по этому поводу иронизирует:
«И вечно-то ты, дочь, из целого хоровода женихов выбирала кого похуже да
посмешнее». Конечно, импульсивными поступками я постоянно создаю себе
колоссальные проблемы. Зато имею массу впечатлений и двух красивых
дочерей.
— Часто у вас в книгах выведены реальные лица —
представители богемы, бизнеса. Не было ли у них претензий или, наоборот,
благодарности? Вообще, вам известно, как читатели реагируют на ваши
книги?
— Богема и бизнес нормально реагировали, некоторые
обижались, но ненадолго, потом признавали, что я весьма объективна и
наблюдательна. В основном людям это льстило. Сейчас меня вообще многие просят,
чтобы вставила их в повествование, а я не могу, мне уже неинтересны игры с
реальными персонажами. А еще я перестала писать от первого лица и ассоциировать
себя с героинями, вот «Все турки любят девушек» написаны от третьего лица, и мне
кажется, это самый сильный мой роман. Я изданную книгу впервые увидела в Москве
уже перед отъездом и начала читать в поезде. Может, вам это покажется странным,
но где-то в середине романа испытала сильнейшее волнение, будто не я эту историю
сочинила. Прямо сердце защемило, вышла в тамбур курить, чтобы справиться со
слезами. Возвращаюсь, а попутчики увидели мой портрет на обложке — и началось...
Весь вагон читал мои книжки, я нечаянно почти все их раздарила, а теперь, как
дурочка, сама покупаю в книжных магазинах. Но, главное, не было читателя,
который бы не прослезился над «Турками», только почему-то всех трогают разные
фрагменты.
— Вы легко пишете? И какие фрагменты удаются лучше —
те, что дались легко, или те, что выстраданы бессонными ночами и черными
депрессиями?
— По-разному... Иногда осеняет, такой драйв
посещает, что могу в один присест пару глав написать, — так было с «Женой моего
любовника». Я буквально вернулась со свидания, с ужина в «Патио-пицце» и
представила, как в моего спутника там на выходе начали стрелять. Он меня тогда
сильно раздосадовал!.. Но наутро я подумала, что напишу гуманистическую вещь о
том, что все и всем надо прощать, и вообще помогать ближним изо всех сил. Потому
что, как говорит моя героиня Майя в «Турках»: «Людям только отдыхать легко, а
жить всем тяжело».
К счастью, у меня такая подвижная психика, что короткие
истерики со мной случаются, а долгие депрессии — нет. Я пишу очень стабильно —
каждый день, но с разной степенью продуктивности; хуже или лучше — это зависит
от наличия энергии, текст ведь — это энергия. На самом деле, проза — это адский,
изнуряющий, иссушающий труд, никому не советую в него влипать.
—
Писатели во все века посредством своих творений избавлялись от собственных
страхов и проблем. У вас такое было?
— Было, конечно!.. Романом
«Все девушки — артистки» я пыталась изжить безнадежную любовь к одному холеному,
успешному столичному писателю. Писала его целый год, отползала от компьютера
совершенно больная, мне физически делалось плохо, а любовь все никак не
проходила, и наши отношения тянулись, как латентная болезнь... Но прошло время,
он пришел на мою презентацию на московской книжной ярмарке, уже вовсе не
холеный, довольно потрепанный, и был потрясен: «Ирка! Это триумф!», всячески
обнимал, целовал и говорил, что я очень красивая. И я действительно ощутила как
триумф полную свободу от этого человека, испортившего мне много
крови.
— А удается ли вам между написанием своих книг читать
чужие?
— Еще как удается! Я страстный, запойный и крайне
ветреный читатель — то меня тянет на жесткую мужскую прозу вроде той, что издает
Ad Marginem, ценю Илью СтогOFF, Сорокина, Пелевина, поляка Ежи Пильха, да многих
мужчин. А иногда блаженствую со своими любимыми англичанками — Индией Найт,
Софии Кинселлой и другими. Из последних открытий — «Хоп-хоп, улитка» Марты Кетро
и «Слишком много блондинок» Арины Холиной, впрочем, ее остальные книги про ведьм
и стерв читать не смогла. Я склонна прощать людям любые слабости и ошибки, если
они по натуре добры и чисты, а вот железная хватка, цинизм, мелкотравчатые
страстишки — это меня совсем не увлекает.
— У вас есть сейчас
желание что-то поменять в своей жизни?
— Да. У меня две мечты:
ни на что не отвлекаться от рукописей и жить у моря, плавать так же часто, как
пишу.
— Но ведь это нереально?
— Почему же? Вот,
погодите, как на берегу моря кто-нибудь обо мне заплачет, сразу к нему и
улечу!
Беседовала
Ольга ЯРОСЛАВЦЕВА,
«ЧЕСТНОЕ
СЛОВО»
На снимке: Ирина Ульянина ищет сюжет для новой
книги
На снимках: обложки книг Ирины Ульяниной
Ирина Ульянина. Николай Шипилов: "Бал продолжается!" / , 28.02.2001
|
http://womannews.ru/books/bookshelf/2006/10/24/bookshelf_194.html Ирина Ульянина: «У нас очень стойкие стереотипы сознания...» Ирина Ульянина живет в Новосибирске. Автор 6 книг, среди которых "Девушки любят опаздывать, господа не любят ждать", "Все девушки - артистки", "Новая Сибирь". - В женщине всю жизнь борются желания защитить любимого мужчину и, в тоже время, быть защищенной любимым мужчиной. Не кажется ли вам, что в последнее время преобладает первое, так как мужчины по каким-то причинам стали слабее женщин? - Да все мы слабые - и мужчины, и женщины, все мы зависимы друг от друга, уязвимы перед жестокостью обстоятельств, беззащитны перед ударами судьбы. Глупо выяснять и разбираться, кто кому Вася и кто кому чего должен. Прекрасно, если мужчина способен защитить. Но в действительности надо просто любить и поддерживать друг друга из последних сил, без всякой оглядки на утилитарный результат типа <а что взамен?>. - В одном интервью вы сказали, что комплексы - главная причина пьянства. Считаете ли вы все-таки, что это комплекс или причина заключается в неудачной личной жизни? |
- Любые комплексы родом из детства, а успешность часто становится реваншистской реакцией, потребностью доказать миру, что ты способен штурмовать высоты вопреки социальным кондициям - происхождению, воспитанию и т.д., на что есть поговорка «Широко шагаешь - штаны порвешь». Маскировать свое происхождение - это такие же глупые жалкие потуги, как, например, замазывать старческую пигментацию тональным кремом, - она все равно проступит.
- Вам приписывается шикарная фраза: «Женщина способна запускать и опускать». Как вы считаете, какой мужчина соответствует тому и другому образу действия женщины?
- Женщина вообще способна на что угодно - полюбить так, что небо станет по пояс, запустить своей любовью возлюбленного в космос. Это не зависит от объективных достоинств мужчины, это такое же тупое везенье, как в рулетке. Важно успеть осознать, как классно быть любимым и запускаться на полную катушку. Мы же не кошки, у которых 9 жизней, у нас жизнь одна...
- Вы как-то сказали, что нельзя злиться и завидовать. Как без этого, на ваш взгляд, можно обойтись творческой личности?
- Легко! Ведь очевидно, что злость и зависть разрушают нас самих, а не объект негативных чувств. Честно, я никогда никому не завидовала - ни богатым, ни знаменитым, потому что четко сознавала, какой ценой они заплатили за обретенные блага. Я не готова париться ради дополнительных нулей на банковском счету, так что же переживать, что у меня вовсе нет счета?..
- В своих книгах вы много внимания уделяете роли случая в жизни женщины. Хотелось бы узнать, какова роль случая в вашей жизни?
- Есть славная французская поговорка «Для женщины любой день может стать решающим», - она подвигает к тому, чтобы не выходить из дома неприбранной распустехой, следить за осанкой и походкой, быть наготове - никогда не лишнее!.. Мне, как типичному романтику, приятно полагать, что на все есть воля случая. А, как битый прагматик, я точно знаю, что без труда, пота и слез ничего стоящего не дается...
Мне судьба часто давала шанс и, когда я рисковала, неизменно выигрывала. А, если пасовала, соответственно, теряла. Но я пасовала не из страха за свое будущее, а из-за детей, родителей, ближнего круга. Мы не свободны от сердечных привязанностей, вот в чем проблема.
- Тем, кому за 40, вы советуете ничего не делать, кроме как улыбаться. Неужели вы противник пластической хирургии или женщине больше нечем привлечь противоположный пол?
- По-моему, ужимки и прыжки в погоне за вечной молодостью унизительны. Я не видела ни одной женщины, которую бы пластическая хирургия сделала счастливее или омолодила внутренне. А улыбка и омолаживает, и располагает к себе не только противоположный пол, но и кошек с собаками. Потому что симпатии, равно как и антипатии, определяются энергией, которую мы излучаем, а не морщинами или объемом бедер.
- Какой рецепт вы дадите мужчинам для завоевания современной женщины?
- Рецепт самый элементарный: будьте мужественными! А мужественность подразумевает и благородство, и внимательность, и нежность...
- Как вы считаете, нынешний мужчина способен на романтику, или он занят либо зарабатыванием денег, либо пьянством?
- О, видите, какие стойкие у нас стереотипы сознания? Современный мужчина - либо работоголик, либо алкоголик!.. Между тем, все способны на романтику, хотя бы потому, что человека от животного отличает сенситивная потребность (или потребность в чувствах).
- Как по-вашему, какими проблемами живет современная женщина?
- Современная женщина ориентирована прежде всего на социальный успех и далеко отошла от немецкой формулы трех К - кухня, дети, церковь. Рожать и воспитывать потомство некогда - того и гляди, твое место под солнцем займут другие. Женщина перестала быть хранительницей очага в привычном понимании и сама оттого страдает.
Кстати, меня недавно спросили: «Наверное, вы больше всего хотите написать новый роман?». Я удивилась: чего о книжных-то романах мечтать? У меня замыслов - на пять книг вперед, и не сомневаюсь, что их рано или поздно реализую. А мечтаю я совсем о другом... Я люблю только море - обожаю ранним утром плыть навстречу восходящему солнцу и петь, потому мечтаю иметь домик у моря и плавать, по меньшей мере, 9 месяцев в году. Вот тогда бы я прожила до 100 лет и умерла молодой и счастливой!..
Беседовал Игорь Буккер