Песни Победы: Алексей Фатьянов.
Очерк ( 1, 2,
3, 4, 5,
7, 8, ) шестой
Дашкевич Т.Н.
ПРИСТАНЬ ВЯЗНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДУШИ 1. РЕКА ВРЕМЕН Теперь
Клязьма несудоходна.
А еще во второй половине прошлого века, каких-то тридцать лет назад
ходили по Клязьме "Робеспьер" и "Зорька", белые пароходы …
Еще не состарились вязниковцы, которые помнят их, одушевленных любовью
горожан. Они величаво чалились у пристани Вязники, качаясь на береговом
прибое, как в детской зыбке, как дома.
Однопалубный, белый, колесный, пассажирский пароходик им казался
большим, серьезным пароходом. По нему сверяли часы, его не забывали в
городских присловьях и частушках. "Робеспьер" отходил от Вязников
ежедневно в пять часов вечера и давал три гудка — готов к отплытию. Гудок
летел надо всем городком. Даже бедовые собаки города бежали к причалу,
туда, где многолюдно и вкусно пахнет пищей. С неповторимыми обертонами в
трубном гласе оповещал пароход о своем возвращении в десять часов
следующего утра. Дождливой осенью, осенью мокрых снегопадов и жестоких
первых заморозков, "Робеспьер" уходил на покой до восьмого февраля.
И тот февральский день также можно было распознать по сонной хрипотце в
его первом гудке — начиналась навигация. Скоро весна. И тогда уже начинали
готовить семена к севу.
Доставал семена и агроном Петринского совхоза Сергей Васильевич
Меньшов. Уже стареющий, но бодрый и крепкий, он был докой в науке
земледелия.
А за городом бредит рожью, Налитым, золотым
зерном Непоседливый дядя Сережа — Замечательный агроном.
— воспевал его в стихах племянник.
Осиротевший, он грелся у дяди Сережина с тетей Капой тепла.
Дядя Сережа и тетя Капа были полными свояками родителей Фатьянова.
Сергей Васильевич приходился родным братом матери поэта, а Капитолина
Николаевна — родной сестрой отцу. По крови они были фатьяновским детям,
как родные. И они относились к ним, как к своим родным детям. Они были
истинными вязниковцами старой закваски — закваски православного духа. Да и
Алексей во многом впитал традиции дореволюционной культуры. Обыкновенно,
появляясь в Вязниках, он на радостях встречным не руки жал, а всех
знакомых троекратно целовал. Так он будто сами Вязники расцеловывал, и,
светясь лицом, возвещал:
— А я из Москвы удрал! Что за покой тут у нас в Вязниках!
Отсюда произошла и здесь успокаивалась его душа.
2. "ПО МОСТКАМ ТЕСОВЫМ…" Сыновья дяди Сережи с тетей Капой
Александр и Николай были для Алексея Ивановича любимыми братьями. Николай
до войны учился в Московском мединституте, вместе с Алексеем он жил на
Ново-Басманной у Наталии Ивановны. Они делили тогда и кусок хлеба, и свои
бурные юношеские переживания.
И теперь два брата-фронтовика казались друг другу теми же юношами.
Алексея восхищала женитьба Николая. Николай и Надежда встретились на
фронте, воевали, были радистами. А уж после победы он забрал ее,
голубушку, из Австрии, и привез в Малое Петрино. Худая, изможденная
войной, попавшая из глубоко провинциальной российской тьмутаракани в
отлаженное веками семейное фатьяновско-меньшовское царство-государство,
невестка первое время словно отогревалась. Словно сушила крылья под
солнышком, расправляла их, приноравливаясь к новой для себя жизни.
Говорят, что женщины, прошедшие войну ранены, в самое душу, что они
тяжелее мужчин излечиваются от этого ранения. Долго еще сидят они в своем
"окопчике", с опаской вглядываясь в окружающий мир.
Алексей исподтишка наблюдал за женой брата и втайне любовался ею. Он
замечал, как постепенно и трудно отказывается она от вылинявшей
гимнастерки, как меняет ее внешность легкое платье… Как плетет она косу,
вокруг головы укладывая ее короной, будто государыня… Как учится ходить на
высоких каблучках подаренных туфель, будто и не носила никогда солдатских
сапог не по размеру. И отзвук тесовых мостков Малого Петрина звучал для
него, как живой гимн возвращения женщины к своей изначальной сути. Их всех
этих чувств и наблюдений однажды родилось стихотворение "По мосткам
тесовым вдоль деревни". Оно посвящалось всем русским женщинам, разделившим
военную участь мужчин. И оставшихся прекрасными, любимыми, хрупкими.
О тебе кругом гремела слава, Ты прошла огонь, чтоб вольно
жить, И тебе положено по праву В самых модных туфельках ходить.
Так просто и понятно, с любовью и почитанием признался он невестке
в своем расположении. Борис Мокроусов постарался изобразить в музыке это
постукивание каблучков по деревянному тротуару, и мелодия получилась
бойкой, скачущей, веселой. А Надежда после — молчаливо хранила те
коричневые с кожаными бантиками туфельки, пеленала их в марлю. Она прятала
их в глубину шкафа. Те туфельки, про которые написана песня, и теперь
живы, они передаются по наследству в семье Меньшовых. В доме, где родились
и песня, и ее поэт, и муж героини, и ее дети…
3. УЕДИНЕНИЕ БЕЗ ОДИНОЧЕСТВА Алексей Иванович возил сюда детей и
жену. По весне переплетенные ветвями старые вишни в саду за окнами осеняли
воздух благоуханием горькой сладости. К концу лета эти ветви тяжелели
карими плодами, будто за ними скрывались кареглазые восточные красавицы.
Дом окружал цветник, ухоженный и пестрый в теплое время года. Красоте
привычной и неистребимой здесь всегда отдавалось предпочтение.
В Вязники ездили большой компанией. Ия с сыном Андреем и с 1952 года —
с дочерью Верочкой, Наталия Ивановна, Тамара Ивановна с дочерью Нелли,
Зинаида Ивановна — все сестры со своими семьями.
В большом доме из финского леса на улице Подгорной, стоящем на границе
Малого Петрина и города, Алексей занимал угловую комнатушку, самую тихую.
Громкий в общении, он любил тишину в уединении. Эту его тихую жизнь никто
не знал и не видел, но она была — сокровенная, тайная жизнь души, только
его личная жизнь одинокого большого ребенка. И он плодотворно работал под
высокой сенью этого крова. Со стен на него смотрели портреты дедушки и
бабушки, отца и матери, родни. Притихшие, напряженные перед
фотообъективом, бородатые, бровастые, с цепкими фатьяновско-меньшовскими
глазами, они во всем поддерживали Алексея. Для них он оставался мальчиком.
Только они, казалось, знали его судьбу наперед и призывали не бояться ее.
Все ему было дорого в Вязниках. Да и город был тогда другим.
В дореволюционной России о Вязниках говаривали, что в них живут люди
как будто напуганные — кланяются каждому встречному… И в прежние времена
были острословы, гораздые высмеять скромную жизнь провинциальных городков.
С почтением кланялись верующие люди человеку незнакомому, хорошо одетому.
Соседи, выходя из своих домов, приподнимали фуражки и кланялись друг
другу:
— Доброе утро!
Поговорят несколько минут о погоде — и расходятся в разные стороны.
Народная вежливость, которую питала православная вера, выдавалась
пересмешниками за испуг. Разумеется, только эти "испуганные" и могли
сломать хребет гитлеровцам…
Как-то на родной Подгорной улице собрал Алексей Иванович всех
фронтовиков. Соседки прямо посреди дороги накрыли столы, а Фатьянов играл
на гармошке. Плясали все, у кого ноги целы, во всю улицу — от края до
края. Осип, мужик задиристый, с двумя зубами во рту, стал выступать, как
на митинге. Говорил, что городское начальство плохо относится к
фронтовикам.
— На два сантиметра в легких пуля, а с пенсии сняли! — Справедливо
возмущался он при смолкнувших гармонях. Дико, стыдно, но до сих пор
военные пенсионеры ежегодно должны проходить медицинское
переосвидетельствование, чтобы их инвалидность была подтверждена
специальной комиссией. Фатьянов предложил похлопотать, но Осип гордо
отказался:
— Ничего, я и сам зубастый!
Вся улица смеялась — знай наших: два зуба во рту торчат, а пляшем!
4. "НА КРЫЛЕЧКЕ ТВОЕМ…" …Она жила в соседнем доме, и юный Алеша
наблюдал из своего окна, как девушка работает в огороде, метет двор,
читает.
…А в доме напротив Над книжкой склонилась Русая девушка —
песня моя…
Приезжая сюда, юный москвич стремился к этому крылечку, вошедшему
потом во всенародные уста с известной песней "На крылечке твоем". Здесь
была точка притяжения, которая манила из любого уголка земного шара.
Здесь, за огородами и были те самые "и сады, и поля, и цветы, и земля", а
соседские уста шепотком передавали друг другу, что долго на этом крылечке
давешним вечером виднелось два силуэта. Один высоченный, второй — девичий,
тоненький…
Кто хотя бы в детстве бывал влюблен в деревне, знает, что это за смесь
переживаний! Это — и обожание, и стеснительность, которая часто прячется
под личиной грубости, и сокровенность, и молчание, и поэзия…
А как красивы люди рядом с зорькой, небом, лесом, садом или рекой… И
думает о "ней" влюбленный на каждом шагу, и страшится, чтобы невзначай не
догадались об этом… Пока никто не знает — это истинное счастье. Иначе же —
раззвонят на всю деревню, будут смеяться, дразниться…
Стою как мальчишка под тополями, Вишни осыпались, отцвели…
Багряное солнце вдали за полями Вновь коснулось любимой земли…
Стихотворение о любви, которую пережил человек в пору юности.
Танечка, Таня, Татьяна Васильевна, Я и не знаю, как вас
назвать…
5. НАД РАДОСТЬЮ ВО РЖИ Во время оно места для строительства
посадов выбирали на века.
Многие поколения людей, не в пример нынешним, жили оседло. Город
Вязники, расположенный словно в недрах музыкальной шкатулки, завораживает
состоянием, подобным дежа вю. Здесь пригорки сменяются лощинами, по кругу
города стоят острые длинные холмы, древние насыпные валы, которые здесь
называют венцами. Венчанный город, город-жених. Обнимает его упругим синим
кольцом Клязьма — невеста с длиннющей фатой до самой Оки. Поймища, мокрые
луга, заливные пажити, поемные покосы — все водополье ярко-изумрудное,
изумительное для приезжего горожанина. Нигде больше нет такой природы.
Бугор кончается — до горизонта равнина с синими пятнышками речных рукавов
и островами… Убери эти неровности рельефа — и проявится захолустное
уездное, мимо которого проедешь — и песни не споешь.
У дяди, Сергея Меньшова, были "агрономические дроги для любой дороги".
Его лошадка впрягалась в шарабан с сиденьем на двоих и, шевеля замшевыми
ноздрями, устремлялась в луговое разнотравье. Она знала, что ее отпустят и
она вволюшку похрустит сочной прибережной травой, напьется из чистой реки,
видя недвижные глубинные камни.
Отдав распоряжения колхозникам, дядя Сережа вновь возвращал лошадку к
делу. Он возил по этим лугам племянников и внучков — то Ию посадит, то
Алешу, то Алену с Никитой, которые занимали пока вдвоем только одно
сиденье. Гости объезжали с ним луга. На сенокос племянники тоже ходили,
помогали колхозникам — это было в порядке вещей. Сгребали сено, метали
стога, хохотали, уставали по-хорошему. Взбирался Алеша на стог, утаптывал
сено жилистыми длинными ногами, как оно пахло чудесно!
— Ах, как пахнет! — Вскрикивали невольно сенокосы, дети и взрослые.
А дядя говорил:
— Дети, это кумаринус! Этот запах издает кумаринус!
Он был настоящим ученым, и мудрость профессионала черпал из огромного,
до потолка шкафа сельскохозяйственной домашней библиотеки.
Толстые корешки старинных книг тоже пахли по-особенному — хорошей
кожей, дореволюционным книжным клеем, гербарием, стариной. Еще ребенком
Алексей любил рассматривать нарисованные в этих книгах травинки и рисунки
из микроскопа. Вся эта красота зримого мира имела еще свою, тайную жизнь,
мудро и прикровенно организованную Создателем.
Приехав в Вязники, взрослый мужчина Алексей Иванович Фатьянов прежде
всего обязательно заходил в гущу ржаного поля.
— Хорошо во ржи! — Оповещал он окрестности своим мощным голосом.
Колосья обхватывал руками:
— Хорошо! Хлебушком пахнет!
Крестьянам все это, возможно, казалось чудачествами далекого от земли
человека. Но только вдали и начинают по-настоящему скучать о главном,
которое кажется привычным, пока оно рядом.
Бывало, что и Сергей Есенин кричал своим землякам:
"…Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий?". Мало кто знал, что в
платяном шкафу Алеши Фатьяныча висела русская рубаха, шитая тесьмой.
Необъятная, свободная рубаха огромного размера. Галина Николаевна,
осваивая кройку и шитье на женских курсах в ЦДЛ, кроила ее на кухонном
столе, наметывала, строчила. А потом, довольная работой, повесила обнову
на самые широкие плечики в шкаф, как свадебную сорочку жениха.
И только по большим праздникам она выкладывала ее перед его кроватью на
гнутый венский стул.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВЯЗНИКОВ КОНЦА СОРОКОВЫХ ГОДОВ 1.НА УЛИЦЕ РАБОЧЕЙ
Как и в любом городе, лежащем по обе стороны реки, была в Вязниках
улица Заречная. Были еще Подгорная и Рабочая улицы. На Рабочую поэт часто
приходил к своему родственнику, руководителю местной литературной группы
прозаику Ивану Симонову.
Теперь уже нет в Вязниках ни Подгорной, ни Рабочей улиц. Первая носит
имя Фатьянова, вторая — Ивана Симонова.
Иван Симонов был чутким, лиричным литератором старшего поколения.
Старше Фатьянова всего на девять лет, он юношам казался чуть ли не
дедушкой. Хотя, надо признать, старила всех война, и прокурорски добавляла
всем фронтовикам годков по десять.
Литераторы собирались в помещении редакции местной газеты.
Двадцатилетние, они казались себе не начинающими, а преуспевающими
поэтами. Но робели и тушевались, когда в 1947 году мэтр Иван Симонов и
знаменитый на всю страну Алексей Фатьянов пожаловали на их занятие.
Зима была снежная и вьюжная.
Алексей Иванович ежился в бобриковом пальто и дышал на свои большие
красные руки. Два десятка молодых важно восседали вокруг редакционного
стола. Они с детским любопытством поглядывали на Фатьянова, который
притулился у изразцовой печи. По выражению подвижного его лица видно было,
что более всего в жизни он ценит тепло. Некоторое время гости молчали,
потом предложили почитать стихи членов группы. Начали читать. Всем было
интересно узнать, как Фатьянов воспримет их стихи. Выступил Владимир
Михайлов, потом Юрий Мошков, у которого как раз появилось стихотворение
"Кошка". Стихотворение это уже было опубликовано в печати, его все
хвалили. Любая газетная публикация поднимала ее автора к звездному небу
славы.
А Фатьянов вдруг заявляет:
— Ну вот Юра, что я тебе скажу… Почему ты взял такую тему? Изольда и
Тристан — герои другой страны… Почему бы тебе не найти таких же на русской
земле!…
Поднялся ропот, перерос в шумок. Всем здесь прежде казалось, что в
экзотических именах и есть соль стихотворения. А Фатьянов… Прав ли он?
Потом Юрий Мошков, прекрасный поэт, выпустил четыре поэтических книжки.
Одна из них называлась "Цветы на подоконнике". Ее героинями стали девчонки
из общежития — видимо, урок Фатьянова повлиял на героику поэта. Юрий
закончил Литинститут, его курсовая работа была написана об Алексее
Фатьянове. Еще поэт работал художником в общежитии. Отец его, парторг, был
расстрелян. Много позже смерти Фатьянова, в восьмидесятые годы, о Юрии
Мошкове в городе распустили слух, что он — сумасшедший. Вскоре его не
стало. При загадочных обстоятельствах он покончил собой.
…Шумок, вызванный стихотворением Мошкова "Кошка", грозил перерасти в
бурю, но поднялся следующий поэт — Борис Симонов. Борис приходился
двоюродным братом Ивану, и дальним родственником — Фатьянову. В то время
юноша увлекался погоней за образом. Молодые поэты, случалось, хвастались
между собой:
— Вот я пишу стихи так, чтобы у меня в каждой строчке был образ!
— Переборщил ты с этими образами. Иногда образ на образ лезет, как
льдина на льдину… — Резюмировал Фатьянов, чем вызвал новый взрыв эмоций.
— Хорошо ли писать образами?
— Сколько должно быть образов в стихотворении?
— Что есть образ? — Недоумевали вслух молодые литераторы.
После этого занятия все дружно пошли на Рабочую улицу, на квартиру к
Ивану Симонову.
Это было убежище советского книгочея. Здесь вместо домового жил
невидимый дух творчества. Он жил в книжном шкафу и на висячих книжных
полках, в пианино с опущенной крышкой, в ручках-самописках с поломанными
перьями, в школьном глобусе из папье-маше. В этом доме говорили в основном
о литературе. Читали стихи собственные и любимых поэтов. Спорили до
изнеможения о точности помнящихся слов из стихотворений великих поэтов.
Возможно, сам Фатьянов и был заводилой этих споров, потому что многие
вспоминают похожие эпизоды и из московской его жизни, и в домах других его
друзей. Откуда-то появлялся сборник цитируемого поэта, оживленно
проверяли, торжествовали, огорчались. Никогда не читали низких стихов.
Поэзия этих компаний всегда была высокой.
Бесшумно, как невесомая, скользила по широким половицам старенькая
бабушка в белом платке. Горлицей ворковала жена, подавая на стол
угощенье.
Обычно у Симоновых один день не гостили — два, а то и три дня. Но два —
обязательно, потому что на другой день у них всегда была втородневная
ватрушка. Едва гости на порог, бабушка начинает печь ватрушки. Но трогать
их, готовенькие, пока нельзя.
На второй день бабушка их сметаной заливает и ставит в печь. И к
утреннему столу — вот они, готовенькие, румяные, с ароматом топленой
сметаны. Бабушка улыбается — угодила. Она знала, что ее любимчики любят
втородневную ватрушечку — самое лакомое блюдо. Пироги пеклись у всех: с
вишнями, с яблоками, но куда им до ватрушечки!.. Бабушка была хозяйка.
Опрятная, в белом платочке, маленькая, сухонькая, она ведрами пекла
пироги, тазами производила студень, а когда, еще в дохрущевские времена
держали поросенка, она готовила такие лакомства, что ни в одном ресторане
не сыскать. А вынесены были рецепты этих блюд из простой крестьянской
избы, из среды, где не было слова "кухня".
Бабушка любила Сергея Никитина и говорила, что он — красавец.
У Никитина костюмчики всегда только из Москвы. Он умел носить их. И
бабушка благоговела перед никитинским комильфо. Фатьянов тоже придавал
значение одежде, но непервостепенное. Одевался он без особого лоска, мог
быть безалаберным в зависимости от настроения.
Но ватрушку нахваливали оба одинаково.
И тогда Алексей, чтобы угодить бабушке, садился за пианино. Играл он
всегда, песни пел. Иногда он проигрывал арпеджио, начинал петь и говорил
невзначай:
— Вот я вам сейчас сыграю песню. На нее Василий Павлович Соловьев-Седой
музыку еще не написал.
И в словах этих не было ни иронии, ни издевки, ни обиды. Он чувствовал
песню, композитору легко было работать с заданной интонацией. Сам же поэт
был настолько одарен, что он дарил мелодии, словно доставал из кармана
горсть семечек или папиросу из портсигара.
И в тот первый раз, увидев инструмент, Алексей начал музицировать. Его
игра не была профессиональной, но песня угадывалась. Он спел новую, еще не
записанную на радио песню "Не плачь, красавица, вода и так соленая"… Все
были удивлены, что эту мелодию он сочинил сам.
— Иногда приходится и композиторам подсказывать, — Сказал он в ответ на
паузу замешательства. — У нас в Малом Петрине все парни —
гармонисты-слухачи! Разве что рождаются без гармони!
Все, разумеется, ждали минуты, когда Фатьянов начнет читать новые
стихи. Они были о Петрине. Поэт поднялся и среди прочего прочел:
И кошки на окошке дуют в желтые усы…
Кто-то из молодежи фыркнул. Фатьянов обиделся, повел глазами,
увлекся винегретом.
Там вывеска портного словно радуга пестра, —
прозвучало в следующем стихотворении, и снова кто-то хохотнул
недобрым смехом.
Он опять обиделся, глазами повел и отвернулся сторону.
Все замолчали. Веселого парня кто-то ткнул в бок с намеком на то, что
нужно бы вести себя поскромнее.
— Ты бы его еще вилкой! — Пожалел парня недремлющий Фатьянов и так
засмеялся своим заразительным слезным смехом, что начался повальный хохот.
Выскочила с кухонки привыкшая к шуму бабушка и тоже смеялась, не зная,
в чем причина смеха.
А потом огородами все провожали Фатьянова до самого Петрина.
И одну за другой пели любимые фатьяновские песни.
Было уже темно, гасли окошки с одинаковыми белыми занавесками, с
керосиновыми лампами за ними. Любопытные невидящие глаза всматривались в
эту темноту из-за стекла, пытаясь распознать компанию, влачащуюся по
огородам с нескончаемой песней…
Так Алексей Иванович впервые побывал в доме Ивана Симонова. А потом уже
не мог побывать в Вязниках и не погостевать там.
Вот типичная картинка тех лет.
Рабочая улица. Ребятишки возятся в пыли, взбивают ее городошными
битами, бабками. У одного парнишки отец — столяр, он сделал отличные
городки. Вся улица играет. Но вдруг замирает ребятня, заслышав отдаленный
сигнал автомобильного клаксона. Это еще не "Робеспьер", еще не время.
Будто едет где-то "легковушка" — большая радость и редкость в этих краях!
И вот — подъезжает "Победа".
Из нее неторопливо выходят Фатьянов, Уварин, Никитин. Они некоторое
время смотрят на ребят, как взрослые дяди. И вдруг:
— Ну-ка, ребята, что это у вас?
Дети услужливо показывают городошные фигуры.
— Давайте их сюда! Примете нас? — Становятся они во взбитую уличную
пыль, жертвуя и длинными модными пальто, и начищенными ботинками. И тут же
начинают играть с ребятней в городки.
Играют мальчишки в кулика — зовут дяденек из-за стола, коли те уже
сели. И они поднимаются, идут, прерывают серьезные разговоры о литературе…
2. ГОСТИ-ГОСПОДА Вот идет мальчик Юра по Рабочей улице. Это —
будущий журналист и мэр Вязников, который в конце века начнет реставрацию
фатьяновского особняка… Штаны его порваны в уличной драке. Он старается их
придерживать и не попадаться на глаза отцу — Ивану Симонову. А тут, как на
грех, приехали гости из Владимира, а с ними и сам Фатьянов на той же
зеленовато-мышиной "победе". Приезжие заметили беду парнишки,
переглядываются, смеются, подтрунивают… Юра не знает, куда и деваться со
стыда — большой уже, жених. А у Фатьянова нога забинтована — прихрамывает.
Подпорой служит Сергей Никитин. Насмеялись, пошли в дом. Долго ли, коротко
гостили — выходят за ворота. Но теперь не только у Фатьянова на ноге
повязка, а и у Никитина, да только уже на голове. Свалился в подпол,
ушибся, костюмчик московский помял. Теперь уже и Юра, и соседи смеются —
приехали гостеньки, у одного была только нога больная, а теперь и у
другого голова не в порядке! Ну и го-ости-господа!
В 1948 году на Рабочей улице бывали Твардовский, Казакевич.
Эммануил Генрихович проводил лето в соседней деревеньке, и для него
выезд в Вязники был все равно что выезд заграницу. А Александр Трифонович
с 1947 по 1950 год был депутатом Верховного совета СССР по Вязниковскому
избирательному округу. По сей день вязниковцы считают, что им очень
повезло. Например, Иван Симонов вышел в литературу благодаря "Новому
миру", где были опубликованы его рассказы.
Бывали здесь поэт Виктор Боков, редакторы из Владимира Антонина
Атабекова и Леонид Мацкевич, литинститутовец Иван Ганабин — вечно молодой
поэт из города Южи. Южа за рекой, близенько, не заблудишься. Так что Иван
Ганабин был частым гостем Вязников, он был здесь своим. Они с Фатьяновым
бродили по венцу, любовались луговыми окраинами городка. Часто поэты
вдвоем выступали перед вязниковцами в городском саду, театре "Авангард".
Редко мы с тобой бываем в Вязниках…
Написал как-то Алексей Иванович стихотворение, сожалея об уходящем
времени. И посвятил его Ивану Ганабину.
РЫБНЫЕ ЛОВЛИ В ОКРЕСТНОСТЯХ ВЯЗНИКОВ 1. А НАД СИНЕЮ ВОЛНОЙ ХОДИТ
ВЕТЕР НИЗОВОЙ… По утрам Алексей Иванович работал в уютной своей
комнатушке. Как Пушкин, он улавливал первые рассветные озарения. Но,
бывало, тянуло не к писчему перу, а к рыбьему — охоте на красноперых
окуней и подъязков, к серебряному блеску грациозных плотвичек, к ликованию
востекающего над речными песками солнца.
Он вставал рано, как всякий прирожденный рыбак.
Вязниковская родня спала за могучими стенами перегородок. Спали
младенцы и старики, его Галочка и его дети. На своем месте неприкосновенно
лежали его еще детские спиннинги, очень легкие, с ручками из пробкового
дерева. Мальчиком он вставлял в алюминиевую трубочку ветку лозы, до
зеленоватого сока очищенную перочинным ножом. А нынче Никита с бамбуковыми
удилищами нередко сопровождал его на заре. Полусонный, зябнущий, но
готовый на любые лишения ради рыбалки.
Отец и сын спускались по тропинке к берегу, добывали там дождевых
червей-салазанов. После шли вдоль речки по Петринским ярам до водокачки...
А там зеленели молодые дубы, ракиты в воде мыли свои позеленевшие корни, а
между ними — стада мальков и невидимые огненные подъязки. Это места
молниеносного рыбьего жора, клева тяжелых жерехов и плотоядных щурят.
Грузило, брошенное с этого берега, падало на самую стремнину. И в плакучем
ивняке не так пекло солнце. Изредка проедет невдалеке перевозчик, но клева
не нарушает.
Однажды мужчины рискнули взять с собой и Алену. Девочка, извещенная об
этом их решении накануне, засыпала с грезами о завтрашнем утре.
Ее подняли в пять часов. Надо было встать, умыться холодной водой,
тихим шагом выйти из дома, взять удочки и узкой тропинкой идти гуськом по
высокому берегу Клязьмы до тех пор, пока отец не скажет "стоп". Шли
детской командой — Алексей Иванович, племянники Саша, Алексей и Андрюша,
Никита и Алена. После Алене рассказывали, что клев был особенный. Пока все
сидели с удочками, девочка мирно спала на скамейке. На обратном пути ей
доверили нести ведерко с плотвой. А дома охотников встретили, как всегда,
с пещерным восторгом.
Любителями рыбной ловли были все вязниковские литераторы.
С ними сговаривался Алексей Иванович с вечера, и они заходили за ним,
стучали в окошко. А дальше вместе шли на Петринские яры. Там, сидя под
старой ракитой и боясь пошевелиться, Алексей Иванович сочинил однажды
песню. А было это так.
Иван Симонов расположился со своей удочкой неподалеку и почти задремал,
как услышал девичьи голоса. "Перевозчик, давай лодку!" — кричали девушки с
берега. Фатьянов рыбачил в ивовых зарослях совсем близко. Он хорошо мог
видеть их и слышать, как шуршит песок под босыми загорелыми ногами; как
поторапливают они сонного перевозчика, машут на него косынками. Вдруг
ветер подхватил девичью косынку, понес и — бросил на высокий ивовый куст.
Девушка прыгала-прыгала, да и схватила ее за уголок. И, подбежав к
паромчику, вскочила на него с берега…
Я сижу на берегу – Волны синие бегут. А над синею
волной Ходит ветер низовой, Ходит ветер низовой, Озорной, как
милый мой: То мне волосы погладит, То сорвет платок с каймой.
Едва отошел паром, выпалил поэт восхищенному картиной Борису
Симонову. Как эта легкая косыночка, полетела песня из Малого Петрина по
всей России.
2. ДЯДЯ ЛЕНЯ В доме, полном гостей — Галина Николаевна и подругу
иногда с ее семейством привозила — чистили рыбу, перебирали вишни,
балагурили, громко переговаривались.
Тогда "убежищем" для Фатьянова становился домик с казенным названием
"бакен № 106". Стоял он на берегу Клязьмы, в полдороге от Мстеры.
Эту крошечную избушку неподалеку от деревни Налескино в простоте
именовали будкой, а обитал в ней бакенщик Алексей Ефимович Бударин с
дочерью по имени Зинаида. Жили отец да дочь и хозяйствовали в ближайшей
деревне Калиты. Но из-за особенностей работы, которая напоминала лошадиное
ночное, они коротали здесь время ночи и время дня. Днем — отдыхали…
В человеке любом живет все же отшельник, монах.
Дядя Леня это хорошо понимал — сам таков. Он умел красиво сказать, умел
и помолчать. В судке у него всегда копошились стерлядки, а дочь варила
гостям уху, пекла блины, хозяйничала. Она была хороша собой, зеленоглазая,
с двумя волнистыми косами за плечами. Девушка была лирическим образом
этого дикого места, вязниковско-мстерская Олеся. Эти простые красивые люди
становились родными для тех, кто с ними знакомился и общался. С какой
горечью утраты и сыновней приязнью написан рассказ Сергея Никитина
"Снежные поля" — рассказ о похоронах старого бакенщика. Нетрудно
догадаться, кто стал его прототипом.
Сейчас в мифологизированных — и не всегда добросовестно — воспоминаниях
об Алексее Ивановиче можно прочесть, что у дяди Лени постоянно собирались
нешуточные компании и весело коротали недели под гостеприимным кровом… Да,
изредка бывало и такое. Но уж никак не неделями. Сами условия крошечного
домика не позволили бы разместить в нем много гостей. Фатьянов же сюда
приезжал, чтобы никто ему не мешал. Ни одна душа.
Он приезжал сюда работать, а не веселиться.
Вопреки его наивному расчету, все знали, где его искать. Молодой Борис
Симонов как-то раз специально в редакции взял командировку во Мстеру,
зная, что на бакене сейчас живет Фатьянов. Он туда зашел, принят был
приветливо, но сдержанно. И не обиделся — знал, что поэт уехал поработать.
Сюда же устремлялся после отъезда поэта Сергей Никитин. Его прекрасная
проза словно бы искала и находила здесь единственно нужную интонацию. Так
они и жили подолгу на "бакене № 106".
Алексей Иванович работал за плотно закрытой дверью будки.
Иногда к вечеру выходил размяться, посмотреть на Клязьму. Он видел, как
в сумерках бакенщик на лодке отплывал от берега — с факелом, как властелин
света и тьмы или как охотник на сома. В половодье и межень, в грозу и
ведро он зажигал бакены, которые освещались простенькими керосиновыми
лампами. Так было до тех пор, пока не иссякли родники, питающие Клязьму.
Суда, крупные и малые, лодки рыбарей, любителей ночного лова, береговые
путники и небесные самолеты — все определялись на местности по этим
бакенам.
С берега было видно, как под звон кузнечиков и щелканье соловьев,
лягушачье многогласье и плеск волн, бесшумно зажигаются фонари на водной
глади, на мгновенье высвечивая силуэт человека в лодке. С рассветом, в
туманной кисее нового дня, в надводную стынь розовеющего воздуха опять
отправлялся дядя Леня в своей лодке — гасить огни.
А Фатьянов уже сидел с удочкой, кутаясь в телогрейку, пропахшую дымом
костров. Он отдыхал, мечтая, как всякий рыбак, поймать свою царь-рыбу.
3. ПАЛОМНИК СЕРАПИОНОВОЙ ПУСТЫНИ "Коль сладка гортани моему
словеса Твоя, паче меда устом моим…". Эти слова псалмопевца вспоминаются,
когда упиваешься изысканно-простенькой и основательно-истинной звукописью
названий русских деревень, рек, хуторов. Слушайте: деревни Калиты,
Круглицы, Порзамка, Кобяково, Ставровец, озеро Ревяка и Калач, рукава
Меляк и Троицкое, Терхло и Круглицкий исток, Серапионова пустынь,
Архидиаконский погост, Сингерь, дорога Аракчеевка… Названия также хороши,
как и сами местности. А по пути от Вязников до Мстеры притаилась
деревенька Фатьяново. И.М. Долгорукий, "стихоплет великородный" ХVII века,
глянув на Архидиаконский погост, возопил, что здесь он "забывал, откуда и
куда и где я". Отец Анны Вырубовой, композитор и государев приближенный
Танеев здесь работал над "Ористеей", и в письмах Чайковскому рассказывал о
здешнем рае. Путешественник Карл Бэр, экономист Безобразов находили здесь
приют, здесь их питали радостные минуты созерцания прекрасного.
От этого желания созерцать, быть причастным, быть покоренным и принятым
чудом родной природы, Алексей Фатьянов однажды едва не погиб.
…Той холодной весенней порой, когда начинает цвести черемуха и речная
вода разливается сколько душеньке угодно, остался он в будке один. Дядя
Леня и Зина ушли в деревню. А поэт решил прокатиться на ботике на другой
берег за черемухой. Ботик этот — клязьменский ботничок – надо сказать,
очень сложен в управлении. Пловец должен после каждого гребка немного
повернуть весло. Фатьянов этого не знал и не умел. Когда снесло его ботик
по течению, развернуло и стало крутить, он встал, попытался налечь на
весла, и упал в холодную талую воду. Случайный ездок услышал плеск воды,
выкрики, подбежал. У будки оказалась свободная плоскодонка, и спаситель —
некто Ерофеев –направился на ней, не долго думая, к тонущему. Он вытащил
его, как и положено, за волосы, и когда признал в нем знаменитого поэта,
крайне обрадовался. По такой студеной поре купание могло бы кончится
плохо. Однако, икая от холода, под горой наброшенных на него одеял и
телогреек, Фатьянов уже делился со своим спасителем своими
соображениями:
— Хорошо, что у меня на голове не было парика! — И спрашивал: — А как
бы ты меня тянул, если бы я был лысым?
Тот степенно отвечал:
— Я лысых не спасаю: пожили — и будя!
Алексей Иванович все же защитил лысых. Он сказал:
— И среди лысых были люди! Да вот перевелись из-за таких, как мы с
тобой! А за тебя — молиться буду, как умею…
Согревшись водкой, Фатьянов уснул.
И в тот раз ему приснилось, что от избушки дяди Лени он дошел до самой
Серапионовой Пустыни.
Пустынь жила, на первый взгляд, рядом.
Она виднелась за дубравой — белая, позолоченная солнцем,
притягательная, как небо, церковь. Чтобы попасть в пустыньку, нужно было
петлять по лугам, обходя несколько речушек и ручьев. Там, далеко, на
бугорке, среди лиственного леса стояла аккуратная церковка, защищенная
этими благозвучными и ненаглядными ручьями и буераками от прогресса и
революций. В ней все еще оставались иконы, украшенные старинными ризами,
дореволюционные облачения, древние богослужебные книги. В этом пустынном
лесном месте сторожил храм дед Васята — Василий Васильевич Фадеев. Старик
и был последним пустынником и хранителем Пустыньки. Его кормили верующие
из окрестных деревень, и он за это открывал для них храм, и сам молился за
своих благодетелей.
Известно, что несколько раз Алексей Иванович один ходил к Серапионовой
Пустыни. Обыкновенно ему не везло, он не заставал Васяту и не мог попасть
внутрь храма. А очень хотел этого.
Встретились ли они со стариком Фадеевым и открыл ли он поэту те кованые
церковные двери — неизвестно.
4. ЗА СТЕРЛЯЖЬЕЙ УХОЙ Когда в ушах начинает гудеть, когда уже
сочиненные стихи не дают уснуть и водят перед тобою хороводы, ясно, что
нужна какая-то разрядка. Иногда она наступала сама собой, когда к дяде
Лене жаловал еще один истосковавшийся по гениальной простоте жизни
незаурядный литератор. И тогда они становились словно кремень и кресало —
вспыхивало пламя костерка, клубилась и парила на нем стерляжья уха в
котелке, закидывались сети. Рыбацким байкам не было сносу.
Когда поэт "зарабатывался", то, чувствуя его настроение, на бакен
спешила и Галина Николаевна. Она везла мужу гостинцы.
За Галиной Николаевной тянулись Владимир и Татьяна Репкины. Случалось,
заезжал сюда Александр Трифонович, который часто бывал в окрестностях
Вязников по депутатским делам. Эммануил Генрихович Казакевич знал Бударина
и ценил его восприимчивую и мужественную душу. Он приходил сюда пешком или
приезжал на собственной "победе" с шофером, на которой, кстати, и
подбрасывал Алексея Ивановича до Вязников. Владимир Солоухин здесь слушал
родную речь и сам рассказывал охотничьи байки. Оба брата Симоновы, Борис и
Иван, здесь были своими. Они "окали" также по-голубиному, как и
хозяин.
А он любил послушать, побалагурить, посидеть и поговорить с гостями.
Любил и уму-разуму их поучить, несмотря на высокое их положение. Сергей
Никитин вспоминал, как "поддевал" дядя Леня высокое начальство — и такое
бывало на бакене, многих тянуло сюда подышать-подумать.
Разомлеет, бывало, гость-чиновник, вздохнет:
— Эх, пивка бы… Что-то пива хорошего и в городе не сыщешь.
А дядя Леня отвечает, почему, без тени улыбки:
— Солод перестали сеять…
— Да-да, точно. Совсем не сеют нынче солод, — Соглашается начальник.
— Сусло без солода не бродит, — Мудрил дядя Леня.
— Да где уж! — Вздыхает тот, довольный общим с народом языком.
Ничто не мешало наслаждаться этим особенным, замкнутым и бесконечно
вечным миром.
Бывало, в ночной тиши на огонек подходили местные охотники, рыболовы, и
не было ничего желаннее этих фантастических рассказов о схватках с
медведем или поимкой сома с одноэтажный дом. Взахлеб, как мальчишки,
слушали эти истории и Твардовский, и Казакевич, и Томсен, и Никитин, и
Фатьянов. Пошевеливали они прутиками костер, пробовали уху, подбавляли
сольцы: уха — мужское дело, рыбацкое… А жены жались к ним и цепенели,
заслышав в тихих кустах уханье филина или крик тоскующей кликуши-выпи.
Чуткая собака лениво подбирала с травы сочные рыбьи кости.
Ненасытная кошка переваливалась на четырех лапах, будто маленький
увесистый бочонок.
Горел костер, горели звезды, горели бакены, на которые время от времени
поглядывал их властелин дядя Леня. И все невольно вместе с ним, как по
команде, поворачивали головы туда, где бледно-красная зыбь отражения огня
коробилась от невидимых глазу подспудных водных движений.
…Тех бакенов нынче нет, река обмелела, бакенщик умер.
Жила-была избушка, а потом молодые рыбаки весело сожгли бударинскую
будку. Как последний бакен на Клязьме, вспыхнула она пронзительной синей
ночью над похолодевшей от горя водой, высветила на миг все прошлое свое
ликование, отдала свое последнее тепло — и превратилась в черные
бессмысленные головешки.
МОСКОВСКИЙ КУПЕЦ И ЕГО ДРУЗЬЯ 1. ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ Фатьянов не
любил городское начальство. Да и оно его не жаловало. Власти не были
довольны частыми появлениями здесь поэта, у которого не было от жителей
никаких секретов. Он бурно выражал восторг, не менее бурно — и презрение.
Поэтому здесь зорко следили за его поступками и проступками. И при случае
отправляли почтовые конверты куда следует. И часто после прибытия этих
тонких конвертов "куда следует" Алексей Иванович из членов Союза писателей
следовал обратно в кандидаты.
— Вот приехал московский купец! Разгулялся! — Говаривали в Вязниках о
Фатьянове. Кто-то любовался его удалью, узнавая в ней родную русскую душу,
кто-то шипел от зависти и злости, потому что эту самую русскую душу
старался в себе гасить и глушить.
Но любили Фатьянова друзья. Его приезд всегда был для них праздником.
"Фатьянов приехал!" — эта весть пролетала по Вязникам со сверхзвуковой
скоростью.
Алексей Иванович душой тянулся к фронтовикам. Приехал как-то к нему в
Вязники Владимир Репкин. Пошли братья на радостях в ресторан, пригласили
фронтовиков за свой стол, выпили за победу, помянули погибших.
Расчувствовался Алексей Иванович. Смахнул слезу, подозвал официанта.
Услужливо подошел к нему восторженный официант.
— У меня там еще ребята в зале есть! — Говорит ему поэт. — Всех
фронтовиков угощаю!
Обошел парень все столики с графинчиком, Алексей Иванович сказал
хороший тост.
Снова подзывает:
— Всем, кто здесь сидит — сто грамм, бутерброд с икрой и кружку пива! И
закрыть ресторан!
Ресторан закрыли, присоединились и официанты. Гуляли до утра. Все песни
фронтовые перепели.
Долго ходила молва о том, что "Фатьянов напоил все Вязники!".
И снова пошло письмо ровнехонько в столицу. Поэт Фатьянов в очередной
раз стал кандидатом в Союз писателей.
И вязниковские друзья иногда устраивали ему ответный праздник — катание
на "Робеспьере". Заходили компанией на палубу теплым вечером и отчаливали
в семнадцать ноль ноль. Ночные звезды над рекой освещали их путь по
темной, как ночь, воде Клязьмы. Издалека светили им бакены дяди Лени
Бударина, словно слали свой сердечный привет. В каютах спали пассажиры. А
некоторые — выходили на палубу и разделяли дружеское веселье. Всю ночь
продолжался праздник, ловкачи даже купались. Пароход идет — они
обвязываются веревкой, тянутся за ним, потом подтаскивают их к борту,
полотенце вафельное, казенное подают. А в десять часов утра возвращаются
"мореплаватели" на материк с неповторимым, теперь каждому русскому родным
названием Вязники.
…Обмелел национальный характер, как родные реки.
— Чистейший русский мужик, — Говорили о Фатьянове друзья-вязниковцы,
простые жители глубинки. Они гордились им, ценили его дружбу, понимали
цену его жестов — он не был богатым человеком.
Алексей Иванович дружил с лучшим футболистом города, голубятником
Вадимом Семеновичем Солдатовым. Они были друзьями с детства. В том детстве
Алеша страстно любил голубей, ликовал, когда появлялись птенцы, горевал,
когда терялись, улетали его любимцы. Его гордостью были турманы, дутыши,
"бабочки", которые кувыркались в высоте. Увлеченно считали мальчишки с
земли, сколько раз кувыркнется бабочка в небе. Соревновались, чей голубь
лучше. Обеспеченные горожане держали в клетках канареек, попугаев. А
вольными голубями увлекались бедные — кто же в городе беднее мальчишек! В
душе Алексея место очарования красивыми птицами заняла поэзия и мягко
вытеснила детское. Вадим же так и остался голубятником. В конце сороковых
появилась в народе трогательная песня, которую знали все голубятники. В
ней рассказывалось про паренька, который держал голубей, потом ушел на
войну, вернулся, а голубей нет. Припев ее звучал так:
Голуби вы мои милые, Улетели в облачную высь, Голуби вы
сизокрылые, В небо голубое унеслись.
Можно лишь домыслить, что и в прямом, и в аллегорическом смысле
голуби Фатьянова остались там, за войной. Но он до последних дней любил
важных воркующих птиц, интересовался делами голубятников.
Другим таким его другом-голубятником был Александр Баев.
Однажды собрались в доме Фатьянова голубятники Солдатов и Баев, братья
Симоновы, кто-то из москвичей. Алексей Иванович читал полюбившиеся
вязниковцам стихи:
Стою, как мальчишка, под тополями, Вишни осыпались,
отцвели.
Александр Баев перебил, спрашивает с издевкой — "поймал, мол":
— А где тут в Петрине тополя?
Фатьянов распахнул неимоверно большое окно, которое открывали разве что
к Пасхе, помыть перед праздником, и широко воскликнул:
— А вот, по речке — что? Погляди, Санька!
Все ахнули, свежий садовый ветер всколыхнул скатерть, а в отдалении
волновались над водой сизые ветви вековых тополей…
2. "ГЛАВНЫМ БЫЛ У НИХ ФАТЬЯНОВ…" Алексей Иванович ладил с
фронтовиками, одноклассниками, футболистами, голубятниками и музыкантами
из оркестра городского сада.
В парке Парижской коммуны был яблоневый сад, два больших пруда, где
катались на лодках. Стояла большая эстрада, на которой правил
капельмейстер Русинов-Павлов. Мановениям его утонченной музыкальной руки
послушно подчинялись трубы, альтушки, бас-геликон, тубы, баритоны, теноры…
Этот человек почитался аристократом.
Когда вечерело, когда начинались танцы, этот небожитель скромно стоял
на эстраде, не стараясь быть замеченным. Облеченный в строгий костюм, он
обладал бесстрастным лицом дипломата и той особенной военной осанкой —
осанкой генерала. Русинов-Павлов сам сочинял музыку и дорожил дружбой с
Фатьяновым. Скромный человек, влюбленный в поэзию точно так же, как в
музыку, был благодарным слушателем стихотворений своего московского друга.
Говаривали, что, загораясь, он на многие Фатьяновские песни первый
придумывал музыку, быстро и "устно", как бы походя. Потом пробовали музыку
на эстраде городского сада. А сам Алексей Иванович пел эти мелодии
композиторам и рассказывал о своем талантливом земляке. Но так ли это было
— трудно теперь утверждать. Возможно, авторство Русинова-Павлова — это
одна из многочисленных легенд, окутывающих биографию Фатьянова.
В том же духовом оркестре играл очень внушительного вида трубач
Афанасий Пчеляков. Он был высокий, чуть пониже Фатьянова. Одаренный
человек, он не только играл в оркестре все песни друга, но и сочинял
бесконечную балладу о нем и о дружеских похождениях. Громогласный,
веселый, Пчеляков был заводилой. Баллада его сочинялась в народном,
шутливом стиле:
Как у Клязьмы у реки Заседали рыбаки. Средь дождей, среди
туманов Главным был у них Фатьянов!
Были там куплеты про то, как однажды Алексей из Москвы привез
колбасу и взял на реку, а пока они рыбачили, пес Букет с ней расправился
по-собачьи просто. Пришли друзья на обед, а колбасы-то нет!
К музыканту и поэту примыкал еще безногий фронтовик Саша Краснов, тоже
росту не малого. Он ходил на костыле и деревянном протезе. Тогда их делали
скверно. Бывало, деревянная нога под ним переломится, и друзья его тащат с
рыбалки домой — один за голову, второй за ноги. Несут по Петринским ярам,
по Малому Петрину, по улицам Вязников. За ними мальчишки бегут, улюлюкают,
соседи из окошек выгладывают, советы дают, кто-то из мужиков пособить
предлагает. Но помощь им не нужна — оба здоровы — и Фатьянов, и Пчеляков.
— Братушки, отдохните, — Виновато и жалостно упрашивает их Краснов. А
они — отшучиваются, пыхтят, да отшучиваются. А то еще возьмут и пробегутся
в ответ на его возгласы.
Ну разве понравятся такие картины стражам порядка в городе, где каждый
шаг — как на ладони, и каждое слово — что колокол? Какой пример подает
Алексей Фатьянов простым гражданам города?
…А по дороге в парк жил человек, имени которого, к сожалению,
установить не удалось. Он был интересен тем, что у него появилась первая в
городе машина "москвич". Он старательно и гордо водил свою машину по
нешироким улочкам. К нему приходили компании во главе с Фатьяновым,
кланялись, как доброму барину, и он куда-то их всегда подвозил.
Из таких разных людей-земляков и складывался "свой круг".
Но все вязниковцы утверждают, что песни их поэта совпадают в одном —
они проникнуты целебным дыханием Вязников.
Они, как сны о детстве.
ОДНА МОЛОДАЯ СУДЬБА. БОРИС СИМОНОВ 1. БЫВШИЙ ВОЕННЫЙ ТОПОГРАФ
Есть несколько имен в литературе, которые, может, и не прозвучали бы,
коли не участие в молодых судьбах Фатьянова. Иван Ганабин и Александр
Меркулов, Николай Тарасенко и Владимир Томсен, Людмила Чичерина и Борис
Симонов — все они шли в литературу с легкого благословения поющего поэта.
Борис Симонов в 1951 году вернулся из армии, а по сути — с войны. Он
служил в Корее военным топографом: на одном плече таскал автомат, на
другом — теодолит. Первая его публикация состоялась на чужбине, в русской
военной газете "За победу!".
В деревне Ставрово в доме писателя Николая Ушакова они встретились с
Алексеем Фатьяновым. Алексею Ивановичу было тогда тридцать два года. А
Борису Тимофеевичу — двадцать шесть лет. Несмотря на небольшую разницу в
возрасте, она казалась разительной.
После удачной рыбалки Алексей и Николай заваривали вечную спутницу
хорошего клева — уху. Ели уху, из большой миски брали душистые ломти
свежего ржаного хлеба, говорили, чувствуя расположение друг к другу.
Взрослый после армии Борис впервые оказался в столь тесной компании с
поэтом. Борис читал стихи, волновался. Он выбрал стихотворение о любви,
испытанное, опубликованное, называлось оно "Кореянка". Лирический герой,
влюбленный в корейскую девушку, сам себя называл в нем "россиянином".
Стихи понравились.
— Надо же! "Россиянин" — какой псевдоним себе придумал! — Был приятно
удивлен Фатьянов. — Сразу можно отличить от Симонова!
В том 1951 году это слово звучало свежо и необычно.
За ухой парня шутливо посвятили в поэты. И устроили ему творческий
вечер. Стыдясь и путаясь, с затаенным ликованием читал Борис стихотворение
за стихотворением. А его по-доброму нахваливали и просили читать еще.
Прочел он стихи о мельнице, о Вязниках, о поэзии, а когда начал
стихотворение "Вяз", Алексей Иванович поднялся с места и слушал
взволнованно, переживая каждое слово.
Стоит, как прадедушка древний, Дивясь перемене такой: Родился
как будто в деревне, А вышло — теперь городской! –
закончил Борис.
Понравилось Алексею Ивановичу, что такую деталь подметил молодой поэт.
Может быть, он в этом вязе увидел и себя, и свою судьбу. Петринский дом
стоял в таком же промежуточном месте — на стыке города и деревни. Сам
Алексей Иванович разрывался между столицей и Вязниками, подчас толком не
понимая, где ему суждено жить и умереть. Ему стал этот парень понятен и
близок, как младший брат. Он и приходился Фатьянову дальним братом, как
это уже упоминалось в предыдущих главах.
2. ПЕРВАЯ КНИГА Примечательно, что у Бориса Симонова, молодого
начинающего литератора, первая книга стихов вышла раньше, чем у его
славного земляка. Будучи всенародно любимым, Алексей Иванович взял в руки
свою единственную прижизненную книгу лишь в 1955 году, за три года до
кончины.
Она разлетелась в несколько дней, и сразу стала раритетом. Все
стихотворения в ней были известны и любимы.
А у Бориса первая книга вышла вскоре после их знакомства в Ставрово.
Когда об этой новости узнали Иван Симонов и Фатьянов, они пошли его
поздравить, да дома не застали. Мать открыла, ласково пригласила зайти, но
друзья потоптались на пороге и ушли.
— Приходили, видно, книжку твою обмывать, — Сказала она вернувшемуся
сыну.
— Кто приходил? — Радуясь, спросил Борис. А когда узнал, кто, собрал
кое-что в сумку и пошел в Малое Петрино.
Подходя к горочке, он увидел курящийся над омшаником дымок костра. Как
обычно, здесь мужчины варили уху. Борис поздоровался.
— А, поэт пришел? — Протянул ему широкую ладонь Фатьянов, — Ты ведь
поэт, ответь: когда соловей поет!
— Когда первые листочки на березе появляются, — Все так же радостно
принял вопрос Борис. — Ушицу варите?
Иван с Алексеем посетовали, что клев нынче плохой, а уха — "две
плотвички и побольше луку".
Алексей Иванович улыбнулся.
— Ну-ка, читай стихи, поэт!
Борис раскрыл книгу и читал свои стихи. Булькала уха в котелке. Молчали
старшие. Видно было, что они рады за Бориса.
— Читай теперь новые — я знаю, что у тебя есть, — Сказал Алексей
Иванович. Пришла Галина Николаевна, села рядом с ним на траву. — Про
Россию, про Вязники…
Не мог он без России.
Галина Николаевна бесшумно разливала уху.
Борис плохо помнил, но прочел.
— Вот эти стихи у тебя уже лучше! — Заволновался Фатьянов. — Иван,
доставай там из травы!
Иван, старший брат и руководитель литгруппы, запустил руку в клевера.
Блестнула бликом от костра четвертинка. Галина Николаевна слегка повела
бровью — понятно. Налили парню стакан водки. Он смело, как в бездну
шагнул, выпил, будто это делал каждый день. Алексей Иванович похвалил за
удаль, и еще сказал.
— Книжка у тебя хорошая! Молодец! Хорошие стихи, славные…
Парень, сразу тепло и глухо захмелевший, пригласил собратьев на рыбалку
к отцу.
3. ОТЕЦ БОРИСА Отец Бориса работал мостовщиком на понтонном
мосту через Клязьму.
От непогоды он прятался в избушке, которая походила на будку дяди Лени
Бударина. Дед Тимофей, как его называли, был кладезем разных словечек и
присловий, которых ни в одном словаре не найдешь. Алексей Иванович любил
послушать тех, кто образно говорил. И однажды ранним утром они появились
на понтонном мосту.
Фатьянов был не романтическим рыболовом-любителем. Он умел быстро и
красиво построить шалаш, правильно разводить костер, причем спички ему не
всегда были нужны. Под его руководством Борис учился с одной спички
разводить костер.
— Ты чего отца-то не позвал? — Спросил Алексей Иванович, предвкушая
горячую жирную уху.
Борис сходил за отцом. Он подошел, помял рыболовам руки, сел к костру,
оглядываясь на свою избушку.
— Не спалили, грю, спальню-то? Глядите в оба, сынки! А то был, грю, у
нас один Влас… А у Власа — один глаз…Ему гришь: "Где вторый?" А он глазом
— хлоп: "А этот, грит, который?" Он вторый, грит, и есть… То-то, грю…
— Давай, отец! Сыпь! — Любовался отцом Борис.
— Дак насыпай, грю, — Кивал тот на стопочку.
Выпили.
Разговорились о войне.
О ней те, кто пришли из огня, стали рассказывать через много лет после
войны. Похоже, фронтовикам не хотелось вспоминать о ней, как
выздоравливающему больному — о бредовых химерах.
А тут старший Симонов вдруг стал рассказывать, как его ранили. Он
вспоминал о том, как лежал лицом к небу и не мог пошевелиться от боли.
— …Проходили мимо два солдата — один старый, а один — молодой… Вот
пощупали оне меня на живо тепло, и давай рядить: брать меня на шинелишку,
если я все равно не оживу — не брать ли? Спасать ли не спасать? А у меня
язык в роту не помещается — чужой язык! Хочу криком кричать: "— Неси,
орлики степные, меня в назарет-то в этот!" — а сам только шиплю, как
лебедь-шипун. Молодой, грю, старого торопит: идем, грит, живых искать, а
этому — капут! Только из сил, грит, выбьемся…
Алексей Иванович бледнел, переживал:
— Вот сволочь! Я бы его пристрелил!
— А немец-то мой — ну бомбить! Ну с пулеметов полюшко-то битвы
поливать! Как я притаился промеж двумя покойниками — не пойму! Жить, грю,
видать охота было! Девок-то сколько остается без меня молодца! А там, грю,
жить захошь — и под травинкой схоронишься. Слышу это: стук! Ага! Стукнуло.
Что ты, грю, думаешь, стукнуло? А она ишо одна пуля пряме-о-охонько вот
сюды прямо! То-то, да… Пр-р-ямо, грю, сюды — стук! И не больно — кровь
толечко текет, а ей уж, грю, и текти-то неоткеда! Вся уже вытексти, грю,
должна!
Алексей Иванович изменился в лице, воскликнул:
— А, гад какой! На одного раненого две пули не пожалел!
Рассказчик лепил самокрутку, доставал самосад из кисета.
— Чо ему, грю, их жалеть? А слышу, грю, все… Как трава растет слышу…
Вот, слышу, самолеты отстрелялись да и ушли на иродром… Слышу серце
толкется, слышу, грю, солдаты-синитары, вернулись…Старший грит: "Ты гришь,
Петро, его убило, а он, вишь, схоронился! И опять кровища с него, бугая,
текеть!" " Связались мы…" — Петро-то этот пыхтит. "-Все дно," — грит, —
"…покойник…" — грит… Вот назови, грю, тебя покойником — как тебе:
пондравится?
Отец Бориса замолчал с обидой. Закурил.
Фатьянов переживает, ерзает, вглядывается в моложавое лицо фронтовика…
— А я им грю ти-и-ихо так… Грю: "Покойник, грю, покойнику рознь! Рознь,
грю, растуды вашу мать-то!" Они и сели обое… Ладно не на мину, а то мне бы
их покусочно нести пришлось! Закончил рассказчик.
Фатьянов с облегчением рассмеялся, утер слезу, говоря:
— Вот люди — так люди! Вот силища-то где! А награды у тебя, дядя
Тимофей, есть?
— Вот мне, грю, награда, — Спокойно сворачивал он кукиш. И кивая на
Бориса, продолжал: — А вот, грю — отрада… Сына такого Бог дал… Не вся,
грю, фриц, из нас, Симоновых, кровь тогды проистекла!
…Спали в стогу. Утром купались, отталкиваясь от скользких бревен
понтонного моста. Зябли, выходя на берег в рассветный туман, грели уху и
грелись ухой…
Фатьянов говорил Борису Тимофеевичу:
— Записывай, что отец говорит. Это же шкатулка самоцветов!
И тот начал записывать.
Послушался потому, что был влюблен в Фатьянова, как бывают подростки
влюблены в киноактера. Живая отзывчивость поэта, полное отсутствие
равнодушия, горящие интересом глаза, нескупая, открытая душа выкладывались
в идеал и пример для подражания. Больше не было таких людей в его жизни.
…Однажды мать Бориса привезла из Казани сатирический журнал на
татарском языке.
— Ба, гляди, Борис, Фатьянова протащили! Как им не стыдно — такие песни
пишет. Он ведь поэт, а они-то кто? — Не могла она понять "сатириков". —
Живет себе человек, никого ведь не трогает! Одна от него польза людям!
Она глубоко переживала за то, что посмели унизить поэта.
А когда узнала, что Фатьянов умер — горько заплакала.
— Извели…
5. ЕСЕНИН И ФАТЬЯНОВ. Алексей Иванович очень любил Пушкина. Татьяна
Репкина вызывала его на споры, желая подзадорить, а то и подшутить. Словно
подмигивая другим собеседникам, она заявляла:
— Что такое Пушкин? Да, гениальный поэт! Но он аристократ, он не
народный поэт!
В те годы слово "аристократ" звучало в одном ряду с понятием "мещане" и
было чуть ли не ругательством.
Алексей Иванович подскакивал.
Он яростно, как меч на врага, хватал с полки книгу из многотиражного
девятитомника Пушкина пятьдесят третьего года издания, который был,
наверное, в каждой читающей семье.
— Шалун уж отморозил пальчик! Ему и больно и смешно! А мать грозит ему
в окно! — воспламенившись, цитировал он, доказывая, что поэзия Пушкина не
для аристократии, а для народа. Иногда казалось, что он весь девятитомник
знает наизусть…
Всем нравилось, что он такой наивный и горячий, что так знает и
защищает Пушкина. Всем было весело и смешно оттого, что он так легко
поддается на нехитрые уловки.
А он действительно Пушкина любил. Но ближе всех русских поэтов Алексею
Ивановичу все же приходился Есенин, о чем знал Борис Симонов и что
находило в нем отклик безоговорочно. Для Симонова Есенин был воплощением
всего настоящего. Иногда, глядя на Фатьянова, он узнавал в нем своего
любимого поэта — не желающего помещать себя в навязанные кем-то рамки,
слушающего свою душу, шокирующего надменных лицемеров. В ученических
тетрадях жили есенинские стихи, запрещенные, но не забытые. Подобная слава
сопутствовала и Фатьянову — все знают, а нигде не прочтут: нет ни книги,
ни публикаций в периодических изданиях. И, конечно, песни, похожие
лиризмом и напевностью, роднили этих двух людей.
Шли годы.
Алексея Ивановича не стало.
Сняли странный запрет с имени Сергея Есенина. Начали в Константинове
проводить посвященные поэту праздники. А в Вязниках летом стали собираться
люди, чтобы вспомнить Фатьянова.
Вязниковский литератор Борис Симонов ездил, кланялся родине любимого
поэта.
Там, в рязанском селе, он встретил его друга Николая Петровича
Рядинкина. Расспрашивал о детских годах Сергея Александровича, о
некрасивых слухах, уверенно и привычно распространяемых недремлющей
прессой. У него издавна теплилось намерение сочинить поэму о жизни Сергея
Есенина. Есенин-человек ему становился все более понятен — но в этих
рассказах есенинского друга он все больше видел Фатьянова. И это было так
явственно, что в конце концов он взялся и написал поэму о Фатьянове.
На один из Есенинских праздников Борис Тимофеевич приехал не с пустыми
руками.
Он готовился к нему с осени: откопал присадки вишен сада у родного дома
Алексея Ивановича Фатьянова, досмотрел их, взрастил.
Теперь каждую весну расцветают в саду Сергея Александровича Есенина
знаменитые вязниковские вишни.
Вот как любили песельника на зависть многим правильным, "многотомным",
увенчанным лаврами и тосковавшим в благополучии…
Впрочем, вряд ли им до этого есть дело.
|