N 10, октябрь 2006
|
Пехотинец Иван,
Сергей да Николай — всё рядовые… С Николаем
Шипиловым мы встретились на лестнице ДК
«Строитель» осенью 1979-го года после
очередных читок и споров на
литобъединении. Я был совсем юный, ему
подкатывало к 33-м, он был в полном
расцвете мужских сил, с красотой и
обаянием бравого солдата, с роскошным
баритоном и привычкой к едва заметной
усмешке. Он — видавший виды и живший
бурно и лихо — смутил меня несколькими
фразами о тогдашнем политическом
устройстве, о Ленине-Сталине, а потом и
вовсе удивил, сказав, что по просьбе
директора ДК «Октябрьской революции»
недавно написал песню к очередной
советской дате и получил за неё (страшно
подумать!) шестьдесят рублей. Это при
моей тогдашней стипендии в Нархозе в
сороковник. |
У него
уже тогда была свита: слушатели и
слушательницы, собратья и собутыльники,
поклонницы, конечно, но среди своих друзей-поэтов
знаменитого новосибирского андеграунда 70-х
годов он ничем особенным не выделялся.
Скажем, когда Анатолий Маковский
для меня
открыл Александра Денисенко, он и словом не
обмолвился о Шипилове, это был просто
близкий друг, пишущий прозу и неплохие
песни. Но, с другой стороны, на тогдашних
студенческих свадьбах мы с удовольствием
соло и хором пели романтическую балладу «После
бала»:
…а один
совсем зелёный,
поздним
солнцем запалённый,
не поймёт
куда летит, куда попал он,
и у самой
двери рая, вдруг поймёт,
что
умирает,
как же
можно — после бала,
после бала...,
вовсе не
ведая, кто её написал, когда, откуда он родом
и где обитает. Увы, где только не обитал
Шипилов, без жилья, без прописки, без
паспорта годами, он даже слегка бравировал
этим, словно бы утверждая и отстаивая своё
право на свободу (да, хоть бы такую!) и
независимость от стройной иерархии
социалистической державы. Это во многом
помешало выпустить ему свою первую книгу
рассказов в Новосибирске, но этот же ореол
бродяги, барда, неприкаянного таланта очень
способствовал его признанию в Москве.
Главным событием и главным открытием
Всероссийского совещания молодых
писателей в Новосибирске 1982-го года был
именно Николай Шипилов. Мне тоже довелось
участвовать в этом совещании и я наблюдал, с
каким энтузиазмом и с каким восторгом члены
большой делегации московских писателей (руководителей
семинаров) говорили о Шипилове: какой
талант пропадает! никто ему не помог! никто
не поддержал! — тащили в свою компанию,
непрерывно просили петь. Это был звёздный
час. Один из тогдашних секретарей Союза
писателей России, бывший иркутянин
Вячеслав Шугаев взялся помочь, вывести в
большую литературу на горе многим
завистникам и недоброжелателям в родном
Новосибирске. И вот уже Шипилов на Высших
литературных курсах, вот уже он представлен
большой (чуть ли не в полжурнала) подборкой
рассказов в «Литературной учёбе» под
названием «Игра в лото» (1983), а следом
выходит солидным тиражом книга «Ночное
зрение» («Молодая гвардия, 1984).
Я не забуду,
как мой тогдашний однокурсник по
Литинституту, а ныне всемирно известный
драматург Николай Коляда, носился с томиком
«Литучёбы» по общаге Литинститута на
Добролюбова 9/11, всем показывал, всем
зачитывал, всех убеждал, что это ну, почти
гениально или и впрямь гениально, а рассказ
«Игра в лото» он, по-моему, знал наизусть.
Шипилов вскоре появился в нашей общаге, ему,
как слушателю ВЛК, выделили отдельную
комнату, Коляда сразу побежал знакомиться и
выражать… ну, всё, что в таких случаях душа
просит выразить. Он был не единственный в
этом стремлении.
Начался
новый этап в биографии Шипилова — с новым
буйством, с новой отвагой, с новыми
легендами, историями, анекдотами. Об этом
времени можно написать захватывающий роман,
мне кажется — пребывание Шипилова на
Добролюбова 9/11 под сенью Останскинской
башни не уступает по своему размаху и
яркости ставшему уже легендарным житью-бытью
в тех же стенах Николая Рубцова.
Шипилов
для меня — солдат, русский солдат. Он с
противниками — честен, прям, несгибаем,
хотя бывал и лукав, и жесток. Компромиссов
он не любил. Ректорату и руководству ВЛК
пришлось нелегко, пока Шипилов учился. Но
для Литинститута это дело привычное. Хотя,
говорят, что сегодня там — железная
дисциплина и ОМОН на подхвате. Эпоха
сменилась.
Повернись
история нашей страны чуть иначе и, думаю,
Шипилов бы стал в ряд с классиками нашей
словесности, но, увы, большую часть времени
в 90-е он занимался зарабатыванием денег
концертами да переводами чужих романов. В
этом была своя правота — литература в
сегодняшней России как нищенка на паперти,
она никому не нужна, единственно чего она
достойна — это жалости. А независимый
характер не выносит подаяния. Натура
восстаёт.
Странно,
что народными любимцами и властителями дум
у нас становятся хохмачи и клоуны, как,
скажем, Михаил Евдокимов, которого, по
слухам, именно Николай Шипилов вывел в люди,
а личности с умом и талантом, носители
подлинной национальной культуры, вынуждены
тащить крест, свой крест.
Надорвался
Николай.
Но остался
верен себе.
Владимир
БЕРЯЗЕВ
P.S. Мы
надеемся опубликовать на страницах нашего
журнала в начале следующего года одно из
последних произведений Николая Шипилова —
Роман «Псаломщик».
Берязев Владимир Алексеевич родился в 1959 году в Кузбассе. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Автор поэтических сборников «Окоем», «Золотой кол», «Могила Великого Скифа», «Посланец». В настоящее время — председатель правления Новосибирской писательской организации. Живет в Новосибирске.
Николай
Шипилов. "От собора до забора".
О войне / lindex.nigilist.ru, 15.03.2005
Письмо 74-х(среди них Н.Шипилов). Письмо
писателей, деятелей культуры и науки России.
/ "Литературная Россия", 2.03.1990
Александр Денисенко. "Птица божия - Коля Шипилов" /
, 13.09.2006
Ирина
Ульянина. Николай Шипилов: "Бал
продолжается!" / ,
28.02.2001
Священник Константин Кравцов. Радиопередача.
Поющий пехотинец. Памяти Николая Шипилова, 12.11.2006, 23.00-24.00: MP3(6.8Мб)
или MP3(6.8Мб)
с сайта Радио «Радонеж»
Московский
патриархат.
Николай Шипилов. Иван, Сергей да Николай - все рядовые... -
Пехота, Текст, MP3
(0.2мб)