Наталья Матюхина |
||
Заметы читателя к творчеству пока всерьез не открытого для читателя ПОЭТА. |
|
Смею предположить, что большинство
собравшихся сегодня в этом зале
считает литературу видом искусства
более серьезным, весомым, важным, нежели
авторская песня. Знакомство с творчеством
Николая Шипилова заставляет в этом
усомниться. Повод нашей сегодняшней
встречи - горький и светлый одновременно.
Уход такой ярчайшей и многогранно
одаренной личности возвращает к каким-то
основополагающим моментам жизни – что
такое поэзия вообще и кто этот человек –
Николай Шипилов? Недавно в своем интервью
замечательный бард Александр Дольский
очень верно отметил: «…Почему поэзия
никогда не умрет? Она многозначнее прозы.
Между словами в стихах появляются
дополнительные отношения, что позволяет
сказать одним четверостишием больше, чем
пятью абзацами…». Мне это определение
представляется очень верным, хотя, по сути,
оно, быть может, и ничего не объясняет. Ведь
оно не объясняет, почему один поэт образует
своим творчеством эти дополнительные
отношения, я бы даже сказала – какое-то
дополнительное пространство или
дополнительное измерение, а у другого оно
не формируется и, при наличии всех
формальных признаков поэзии, чуда не
происходит.
Сегодня
у нас светлый повод для встречи, потому что
несомненно нас собрала сегодня здесь
память о человеке, оставившим нам строки
подлинной поэзии, в которых
пронзительный свет и удивительный
простор, и любой из нас, вслушиваясь,
вглядываясь в эти строки, легко разместит
среди них свою жизнь и свою душу.
Присутствующие здесь писатели скажут, что
Николай Шипилов – замечательный писатель,
но мне всё же кажется, что именно в песнях он
смог запечатлеть
наиболее
полно историю своей души, собственно, он и
сам приблизительно так определял свои
песенные творения.
Мне
странно думать, что впервые я услышала
песни
Николая
Шипилова только в январе 2005 года, так
получилось, что первой песней стал «Палыч»
и хотя голос мне очень понравился, но
услышав его «блин», шедший рефреном через
всю песню, я снисходительно решила, что до
настоящей поэзии эти песни едва ли
дотягивают и отложила знакомство с ним ещё
на месяц. И только в феврале решила
послушать другие песни и была просто
сражена жизненностью
и одновременно подлинной поэтической
высотой этих песен.
А
в апреле нашелся повод написать ему письмо.
Когда я поделилась своим открытием с
Сергеем Хомутовым, замечательным поэтом из
Рыбинска, который учился с Николаем, он
попросил передать ему привет. Я
обрадовалась этому поводу. К моему счастью,
Николай ответил. А вскоре меня стала просто
преследовать
идея знакомства с творчеством Н.Шипилова
как можно большего количества людей.
Квинтэссенцией этой идеи явилось, наверное,
мое высказывание в одном из писем Н.Шипилову.
Я написала ему приблизительно так: «Коля, ты
мудрый, а я, наверное, тиран. Хочу жить в мире,
где не только я, а все потрясенно плачут от
песен Н.Ш.».
С
некоторых пор мне даже стало казаться, что
песенное творчество
Н.Шипилова
в некоторой степени может быть поэтическим
камертоном
- по
силе чувства, по простоте и жизненности
строки, по завораживающей чистоте слова.
С тех пор как я это поняла (хочу отметить, что
увлекаясь в очень умеренной степени
поэзией и авторской песней, никогда не
становилась фанатично преданной какому-либо
одному определенному автору), я старалась
делать всё, что в моих силах для того, чтобы
способствовать воплощению этой своей идеи.
День ото дня я всё более осознавала
незаурядность созданного Николаем
Шипиловым, исповедь его души, как оказалось,
обладала для меня (думаю, и не только для
меня) ещё одним удивительным свойством –
она не приедалась. Как,
наверное,
не приедается молитва, каждый день открывая
в тех же словах какую-то новую краску. А в
его письмах часто мелькали грустные мотивы:
5 октября 2005 года
Здравствуй, Наташа! Твои письма, начиная с самого первого, очень помогают мне жить. Я не преувеличиваю, мне уже некогда, почти все, что начиналось для меня на "пре" - кончилось, наверное, кроме: "жизнь прекрасна". Хотя бы потому, что не приедается, что только-только начинаешь понимать ее высочайший трагизм, ее качество, ее величество, собственную малость и низость.
…сердце разрывается, душа грешная воет по ночам, а потому - работа и работа, зачастую бестолковая, пустяковая, почти бесплатная, моя, однако, спасительница. Боюсь, что душа моя давно оторвана от земли, а это - неправильно: жить нужно здесь. Но здесь у меня плохо получается потому, что всю жизнь я, как вор, презирал деньги. Может быть, это признак психического нездоровья, поскольку эта черта лишает человека права заводить семью. Я люблю свою семью: Таню, Федора, Машу. Но силы на исходе - трудно сознавать сие. Не сочти это письмо за некую жалобу турка. Я доверяю тебе, а по жизни я импровизатор, бывший фокусник, и не факт, что мне так уж плохо, как я написал выше. Факт, что есть те самые спасительные земные дела и какая-то золотая цепочка радостей, огоньки во тьме - с детства очарован ими. И ты - такой же огонек, светлячок.
6 декабря 2005 года
У нас еврозима. Охотно поменял бы ее на
азиолето. Время на улице вялое и квелое,
дома - ощутимое и упругое, полное наслаждения от копошения над живыми
буковками и словами. Я окончательно,
сдается мне, утратил счет этого времени, во
спасение от мрачных мыслишек о бренности
бытия. Да, важно не это, важно другое: такое ощущение будто прыгнул из летящего
самолета вместе с сестрами, братьями, папой,
мамой, народом: глядь! - один парашют не
раскрылся, другой, пятый, сотый... А я все
лечу, прижав к себе своих детей, а руки -
разжимаются. Скучаю иногда, как всякий
человек, подверженный приступам
необъяснимой праздности.
29 мая 2006 года
Наташенька,
здравствуй! Спасибо
за весточку и за приветы, я очень скучаю по
человеческому теплу и благодарен тебе за
щедрость. Не писал потому, что почти месяц
жил в Новосибирске. Жил, не выходя на улицу:
из дома - в машину, из машины - в студию, где
писал диск с живыми оркестровыми
инструментами: саксофон, ф-но, скрипка,
аккордеон и т.д. Через день - выходной.
Выходные проводил молча, у телевизора,
глядя чемпионат мира по бесславному хоккею
имени Путина и К. Плюс к тому на этой неделе
в альманахе "Купола" с большой помпой
выходит мой
роман "Псаломщик". Я ощущаю это, как
победу, как бегун-одиночка глоток воды для
полоскания ротовой полости - не более того:
еще бежать, и бежать. А вбежал я уже в тот
сегмент стадиона, когда человек не ищет
смерти, но уже и не боится ее, когда
предпочитает не слышать вербального
оформления фальшивых чувств, умирая в
окружении ближних…
В июне 2006 года я занялась
организацией концертов по Ярославской
области, но в какой-то момент оказалось, что
их придется перенести, так как Николай
должен был остаться дома для завершения
вопросов с издательством, возник
напряженный момент и Николай написал мне
следующее:
Наташа,
здравствуй! Ждал в понедельник, ждал во
вторник. Наверное, не
стоит уже прилагать такие усилия, мне
очень неловко и за тебя, и за себя, и за песни. Наверное, не пришло мое
время, Наташа, а жить в ту пору прекрасную - увы! -не придется.
Потом, правда, всё получилось, и 10 июля
состоялся концерт в Угличе, 11-го – в Ярославле, 12-го – в
Ростове Великом. Я была уверена, что года
через два-три имя Шипилова будет знать в
Ярославской области почти каждый.
После ухода Николая его жена Татьяна, как вы знаете, выпустила диск «Золотая моя». Слушаю его, знаю каждое слово, каждый звук и снова и снова поражаюсь немыслимой высоте дара Николая Шипилова, великого лирика и великого патриота России. Думаю, что творчество Николая Шипилова дает нам надежду увидеть ещё несколько дисков такой же замечательной высоты. В этом же диске всё, до последнего звука и слова можно отнести только к тому, что называют классикой, какая в конце концов разница, какого вида искусства? Это – русское искусство, в этих маленьких шедеврах – душа русского человека и эти песни, романсы, музыкальные стихи, - как угодно их назовите, наверное, никто не споет их лучше самого автора. Но может быть, что неплохо бы спели песни Николая Шипилова знаменитые голоса русского классического искусства – как Дмитрий Хворостовский, например. Сам этот факт, уверена, только прибавил бы таким певцам славы, а нам – гордости.
Но есть одно простое но… Почему в нашей реальной действительности при всей нашей объявленной гласности невозможно широкое звучание этих песен – а кто из наших великих голосов возьмется озвучить «Золотую мою», «Холодно», «Октябрь 93-го», «Какое мне дело?», «Офицеры России», «Оборотень» и даже «Элегию» – а в ней слова «В медвежий угол загнанный Иван, я был как бы для общества опасен»? Диски – пожалуйста, выпускайте, а на широкую сцену – тут же припишут экстремизм.
А Николай Шипилов не был экстремистом, он был просто глубоко любящим жизнь и свою родину, замечательно одаренным русским человеком, и человеком очень совестливым, и если внимательнее приглядеться к его песням, легко увидеть эту любовь и те запечатленные им нравственные узы неодолимой силы, которые позволяют сказать, что он своими раздумьями о жизни, своим творчеством создал свой кодекс чести, которому следовал всю жизнь и если и обманывал, то только сам себя – «Сам себя обманул, не народ, не страну, не отца и не маму…»
Николай Шипилов – великий лирик. О любой его песне можно долго думать, при этом непроизвольно у каждого слушателя выстраивается свой ассоциативный ряд, и он обязательно будет находиться в полной гармонии с содержанием песни. Мне хотелось бы поговорить почти о всех, обратить внимание на ту или иную строку, мысль, поэтическую находку, но ввиду недостатка времени вынуждена ограничиться одной – Путевой романс «Вот замигали тревожно…». Помните, как она заканчивается – «Память за мною в погоне степью ночною рысит, Вот что меня похоронит, вот что меня воскресит…». До ухода Коли я не понимала этих слов. А теперь, мне кажется, поняла – за нами «рысит память» о потерях, за которые мы так или иначе часто расплачиваемся жизнью, - а потерь было изрядно на жизненном пути Николая Шипилова, а вот наша память должна не дать погибнуть замечательным, удивительным его творениям.
Сделаем же всё, что в наших силах для того,
чтобы драгоценное свидетельство его жизни,
его души, его таланта, таланта человека
русского, бесстрашного и нежного, сумевшего
в своих произведениях запечатлеть и нашу
душу, были знакомы русскому человеку.
Письмо 74-х(среди них Н.Шипилов). Письмо
писателей, деятелей культуры и науки России.
/ "Литературная Россия", 2.03.1990
Николай Шипилов. "От собора до забора". О войне /
lindex.nigilist.ru, 15.03.2005
Наталья Матюхина. Это
наши с вами душа и нежность. / 15.10.2006, п.Борисоглебский
Сергей Хомутов.
Памяти Николая Шипилова /
7.09.-26.10.2006, г.Рыбинск
Людмила
Ольховская. Территория
души / "Наша газета" N3, 17.01.2003, г.Кемерово
Ирина Ульянина. Николай Шипилов: "Бал продолжается!" / , 28.02.2001