Пять взглядов на поэзию Николая Шипилова 
(обзор литературной критики 1996 - 2006)
26.12.2006 / П.Калантаев

        Каков однако разрыв поколений и миров - Советского и постсоветского, комфорта московских каменных джунглей и красоты необжитой сибирской природы.   Пять разных взглядов на поэзию Николая Шипилова:

1)  Павел Басинский: "Между тем проблема "барина и мужика" вовсе не исчезла из литературы. Ее поднимают, скажем, такие непохожие во всем писатели, как Петр Алешковский (роман "Владимир Чигринцев". - "Дружба народов", 1995, № 9 - 10) и Николай Шипилов (поэма "Прощайте, дворяне!". - "Лепта", 1995, № 26). И выходит, что русская литература все-таки обречена решать эту проблему [9].  
     - Следует уточнить,  поэма Н.Шипилова  о дворянских народнических традициях и лишь отчасти о "барине и мужике". Дворянскую традицию беззаветного служения Отечеству продолжили сталинские руководящие кадры, отдавшие себя без остатка  делу великой Победы 1945 года (среди них фронтовой офицер отец Николая Шипилова).  В советском  генералитете 1945 года преобладали бывшие царские офицеры сыны разночинцев,  один из них сын крестьянина бывший унтер-офицер маршал Г.К.Жуков. В том и проблема сегодняшней России,  что в центральном госаппарате СССР в 1991 году преобладали  дети троцкистов (реабилитированных Хрущевым), продвинутые  во власть иудой Горбачевым.  Очевидно, традиции сынков тыловых крыс интендантов Арбатского и Ташкентского военных округов, -это традиции недобитых троцкистов, барахольщиков и мародеров. Приватизация русского трона требовала ритуальных жертв, повязывающих русской кровью "придворную" троцкисткую банду. Расстреляв Дом Советов, убив его защитников,  ельциноиды убили Советскую Власть, одолевшую Гитлера. "Победа-1993" тыловиков Арбата была подана публике как возврат к традициям  дворян масонов  февральской революции 1917 года.   1-й секретарь свердловского обкома Ельцин осыпал наградами дворянского достоинства убийц советских патриотов  и это немало объясняет тему:  Кто дворяне,  кто твари предавшие народ и как с ними "попрощался" Коля Шипилов в 1993 году.  
             
             Но жаль мне этот славный люд, 
             Который жмут, который бьют 
             И за который выдают
             Себя с картавинкой привычной...
                 ...
             «Да, вы поэт... Я - просто Нина... 
             Я с Украины - нет житья. 
             Когда страдает Украина, 
             То вместе с ней страдаю я. 
             Скажите, кто наш враг? Вы старше, 
             Вы - князь, а я - рабочий класс... 
             Кто против нас стоит на марше? 
             Кто завтра расстреляет нас?» 
             И я ответил: «Твари, Нина. 
             Даю вам слово дворянина».

      Слово Рейхсфюреру Йозефу Геббельсу, записавшему в своем личном дневнике 16 марта 1945 года:
«Генштаб предоставляет мне книгу с биографическими данными и портретами советских генералов и маршалов. Из этой книги нетрудно почерпнуть различные сведения о том, какие ошибки мы совершили в прошедшие годы. Эти маршалы и генералы в среднем исключительно молоды, почти никто из них не старше 50 лет. (Г.К.Жукову на тот момент 49 лет).  Они являются... чрезвычайно энергичными людьми, а на их лицах можно прочитать, что они имеют хорошую народную закваску... Короче говоря, я вынужден сделать неприятный вывод о том, что руководители Советского Союза являются выходцами из более хороших народных слоев, чем наши собственные... 
Я сообщаю фюреру о предоставленной мне для просмотра книге Генштаба о советских маршалах и генералах, добавляя, что у меня сложилось впечатление, будто мы вообще не в состоянии конкурировать с такими руководителями. Фюрер полностью разделяет мое мнение. Наш генералитет слишком стар, изжил себя... мы столкнулись с  колоссальным превосходством советского генералитета».
      - Если бы Геббельс на том свете узнал, из каких "хороших народных слоев" нынешние власть предержащие России, он бы удивленный перевернулся в гробу, воскликнув: "это же только дети Гитлера способны уничтожать русский народ по 1 млн в год!" .

2)  Секретарь Союза писателей России Л.Баранова-Гонченко: "А роковой 93-й год! Как оболган и фальсифицирован он новой официальной российской историей. Да только, что проку лгать – когда уже написаны “Прощайте, дворяне!” Шипилова – “Евгений Онегин” конца века? “Борис Годунов”?.. Может быть." 
     - Действительно, что проку лгать, шила в мешке не утаишь. 

3) Татьяна Глушкова: "Внешне все складывается — от века — так, что если — к примеру — я первая смогла написать, буквально по свежему следу событий 1993 года, широко известную книгу стихов, посвященных защитникам Дома Советов в Москве и памяти павших там героев, — "Всю смерть поправ..." (большинство этих стихотворений тут же опубликовала газета "Завтра"), то премию за поэтическое решение этой именно темы Союз писателей России "патриотически" присудил, разумеется, не мне, а автору балагурской, двусмысленной поэмки "Прощайте, дворяне", пересыпанной дешевыми шуточками о "тюрьме эсэсэсэрской" и "изверге" Ленине... Я не к тому, что автор этот бездарен, я, так сказать, к внешнему раскладу судьбы. Ибо воистину — как писал Б.Пастернак: "Кому быть живым и хвалимым, Кто должен быть мертв и хулим — Известно одним подхалимам, Влиятельным только одним"."  
     - Выяснилось таки, кому из авторов "темы" сегодня "быть живым". Сегодня ясен предвыборный девиз  Михаила Евдокимова:  "Шутки в сторону!".   Сын фронтового офицера Николай Шипилов и его друг Михаил, реально по жизни, не балагурили и не шутили.  Поэма "Прощайте, дворяне!" -изощренный, смачный, художественный плевок в мерзкое мурло придворной твари, учинившей  бендеризацию СССР-России.  Остап Бендер 15 лет как на российском троне. О чем балагурить, до смеху ли? - Михаил и Николай уж на небе, а номенклатурный хам, в лютой суете кусая когти и локти, сетует на судьбу: "лучше бы фартовые Мишаня с  Коляном  гуляли на виду, було бы легче узурпировать русский трон, да грабить народ, всему кагалу всласть.".  -Хрен те в дышло, Остап Ибрагимыч, не стучи копытом, помяни дедушку Троцкого, не зачтется те членство в политбюро, зажарят тя черти на сковороде, как пить дать.

4)  Александр Денисенко: "У него (Н.Шипилова) вообще много светлых образов: и в стихах, и в романах, и в романсах, и в песнях, они как бы передают эстафету друг другу, объединяются на благое, создавая огромную вольнолюбивую зону, знаменитую шипиловскую "Территорию": "Это наша территория, а далее - врага..." Может, поэтому он и был у Белого дома. Как гражданин, как художник, как мужчина. Это - поступок. Красоту надо не только беречь, но и защищать. Вообще же красота - это Отечество, с людьми, с лесом, с полем, с Богом. И какое это счастье жить именно здесь, на этой милой земле, а не на Бродвее или в Ганновере, и, если сердце упадет в печаль, мы на этой материнской земле всегда найдем место, чтобы постоять в зарослях шипиловской черемухи, чувствуя, как ветер гонит теплые пьянящие волны воздуха, от которого все существо готово плакать и смеяться.". 
   -  Будто бы доброму отзыву друга о нем, Николай Шипилов ответил в поэме:
            Да, я не брат тому князьку, 
            Что пулей мается в патроне, 
            Ночами думая о троне, 
            Кляня российскую тоску.
                ...
А также и в песне:
            Но вот он уходит - куда и откуда? 
            И шепчет с улыбкой: - До встречи, Иуда!
                   Он воин, а я - истлевающий кокон. 
                   Он - дух восходящий. Я - бренное тело...

Кто нибудь скажет, это у Шипилова поэтическая гипербола такая "пулей мается в патроне". Ага, гипербола, письмецо заветное, "Раздавите гадину!" называется, читайте, завидуйте, не дрогнули Окуджавы "в пыльных шлемах"- пули патрона 1993.

Воин духа Коля Шипилов, покидая истлевший кокон бренного тела, по сути предрек вылет из русской обоймы князьков Иуд, подобных пулям из дерьма.

5)  Начинающий литературный критик Анна Баженова в статье "Повзрослеют ли дети державы?" обсуждает ту же поэму “Прощайте, дворяне!”, но (!) выбросив из обсуждения дворян как таковых. Сосредоточившись на самом Н.Шипилове грешном и советской эпохе (так нелюбой демократической арбатской интеллигенции), пеняя Шипилову сотоварищи их неспособность надолго  обустроить СССР во благо будущим поколениям.  
     - Увы, знакомая инфантильная позиция, на которую точный ответ даёт литературовед Владимир Смирнов
     "Недавно ушёл из жизни Николай Шипилов. Есть литература разного ранга, но есть художник. И Шипилов - это художник. И не в духе посмертного воздаяния, я так и писал о нём и говорил и ранее. Человек жизненного зигзага, чу'дной бездомности, которая так необходима зажравшейся интеллигенции." 

И в заключение обзора литературной критики моё скромное мнение, никому не навязываю. Что за ерунда.  Александр Сегень "поминает" Шипилова "пузатеньким..  попивающим водчонку".  Товарищи из Фонда, не Высоцкого, а Колю изображают с горящей сигаретой во мраке ночи (афиша вечера памяти в Новосибирске 18.10.2006).  Андрей Травин создал сайт замогильного песняка, где одна из центральных песен смерти - "После бала".  Вот и Юрий Кукин отдает первый приз  шипиловской  "песне о листьях" на память усопшим [4].   Дураку понятно, культурная мафия России  выделила Шипилову всего один (!) номер в эстрадной программе на все времена. И потому сиротский хор заездивших пластинку "о листьях" непомерно велик. И Коля это понимал, кто и зачем лепит ему мертволиственный образ.
            А над страной свинцово-черный мрак сгущается,
            И с прокурорами продажными прощается. 
            Давно закончился озон - неудержим поёт Кобзон, 
            И подпевает КобзонУ сиротский хор [3].

Безтолку задвигать  Шипилова в тень. У Коли много светлых, удивительно чистых образов. Диву даёшься. В какой высокогорной   Шамбале [6,7], в наше мутное время, Коля черпал вдохновение? Изобильна  Русь самобытными талантами, светочами высокой духовности.   Не пытайтесь, "антрепренеры",  размеривать сиротским аршином,  оценивать в деньгах богатство Русской Культуры. Попытка рыночного  завоевания Руси обернется  разрушением ложной цивилизации Запада. А Русская Культура станет лишь крепче и основательнее.


            В тему. Н.Шипилов :
  1. Защищали не "бугров"... - 1993, Бойня у Дома Советов, ТекстMP3 (0.6Мб) / из поэмы «Прощайте, дворяне!»
  2. Да, исчезла агитка, как жанр... - АгиткаТекст,   MP3 (1.1Мб)
  3. А у нас в Сибири...,  Текст,   MP3 (1.4Мб)
  4. Песня о листьях (После бала) в исполнении Юрия Кукина / Концерт 27.03.1998 г. в Центре Авторского Творчества. Скачать: (1.2мб)
  5. Дымом отъезжих полей тянет с укрытой Неглинной... - Холодно (из  песен о московском восстании 1993 года), ТекстMP3 (1.1Мб)
  6. ...По дороге до Шамбалы... - Песня без названия,  Текст,   MP3 (1.3Мб)
  7. По дороге до Шамбалы... (на память Коле Шипилову) / 1 декабря 2006, Новосибирск
  8. Николай Шипилов. "От собора до забора". О войне / lindex.nigilist.ru, 15.03.2005
  9. Владимир Славецкий.  Между "надписью" и поэмой (Жанры 90-х). Поэма, написанная без бумаги. / Русская поэзия 80-90-х годов XX ВЕКА (тенденции, развитие, поэтика). Часть 6."Реанимирование жанра".  - А.К.Углицких: Журнал литературной критики и словесности, М, 2001
  10. Обращение известных литераторов к пРАВительству и П-резиденту. Раздавите гадину! / Газета "Известия", 5 октября 1993
  11. Борис Жуков. Вторая жизнь авторской песни./ Журнал "Знание и сила", N7, 1996
  12. Письмо 74-х(среди них Н.Шипилов). Письмо писателей, деятелей культуры и науки России. / "Литературная Россия", 2.03.1990
  13. К особому пути России (Завещание поэта Николая Шипилова русской цивилизации./д.Валерьяново, Беларусь, 11-11-2005) / Прил.г-ты - N7(119) 17-07-2006

Александр Зиновьев. О событиях 3-4 октября 1993 года / "Русский эксперимент", (1995, с. 439 - 443)
Профессор МГУ Александр Зиновьев. В кого стреляли в октябре 1993-го /  "Родная газета", № 23(23), 3 октября 2003 г., полоса 4.
Обращение в ГД РФ священников РПЦ. Горе строящему на крови / Газета "Советская Россия", 13.01.1994 г.
http://1993.sovnarkom.ru / Октябрьское восстание 1993 года. 21 сентября - 4 октября 1993 г.

Hosted by uCoz